«Дети войны»: сильные духом

Агаповские «серебряные волонтёры» навестили семью Шаймардановых

Рано взрослели «дети войны». Их сегодня называют «труженики тыла». В селе на их плечи легла ответственность за продовольственную программу для фронта. В городах они встали у станков, помогая в изготовлении снарядов для армии. Часто к таким мальчикам и девочкам 12-15 лет обращались по имени и отчеству, как к взрослым.

Вот к таким труженикам семьи Шаймардановых, что проживают по улице Рабочей в Агаповке, мы, «серебряные волонтёры», и зашли, чтобы проведать сейчас уже глубоко пожилых людей, послушать об их жизни в годы Великой Отечественной войны.

Сауда Карамовна поведала о том, что семья у них была большая: пятеро детей (младшая умерла в возрасте трёх лет), старенькая бабушка, папа и мама.

Жили в Башкирии, в колхозе. Вели нехитрое хозяйство, которое состояло из коровы, овец, кур. Был надел земли, где выращивали картофель. Всё это помогло выжить, особо не голодать в годы войны. Отца сразу забрали на фронт в 1941 году.

Сауда осталась за старшую в семье. Мама уходила рано на ферму, а на неё оставались сестрёнки, братья, 90-летняя бабушка, которой требовался особый уход, хозяйство. Зимой успевала и маме на ферме помочь. А весной и осенью ей пришлось сесть на трактор. В деревне после мобилизации остались подростки и старый дедушка, который помогал в ремонте техники. Всего в колхозе было три трактора и для них мальчиков не хватало. Несмотря на то что Сауде шёл тринадцатый год, её взяли в бригаду трактористов: крепенькая была и очень ответственная, серьёзная. От зари до заката она работала в поле: пахала, сеяла, принимала участие в уборке урожая. Слезала со своего стального коня, чтобы доплестись до дома, умыться и упасть на постель, забывшись в непродолжительном сне.

Её брат Гарифулла, «мужичок» десяти лет, тоже отвечал за свой участок работы: сено привезти с поля, воды принести, печь истопить, дрова заготовить.

В один год зима была лютой, долгой, и дрова закончились. Пришлось идти в лес. За работой не заметил, как разыгралась метель. С трудом пробираясь сквозь пургу, шёл мальчишка с вязанкой дров за плечами. Руки мёрзли, ветер выдувал последнее тепло из ветхого пальтишка. Очень хотелось сбросить тяжёлый груз. Но он знал, что дома его ждут в холодной избе его близкие. Кое-как добрался он до села. Замёрзшего, но довольного взволнованно встретили его сёстры, братишка и бабушка.

Это был его маленький подвиг, который помог ему стать мужчиной.

Прошло немного времени, и он со своими сверстниками наравне со взрослыми выполнял всю крестьянскую работу в поле.

И даже долгие десятилетия не стёрли из памяти тот роковой день, когда отец ушёл на фронт: Гарифулла проводил папу до окраины деревни, крепко держа его за руку, словно чувствовал, что видит родного человека в последний раз. «Иди, сынок, в школу», – прощаясь, сказал отец. Мальчишка бежал обратно, из-за слёз едва видя перед собой дорогу. Да разве ж до учёбы тогда было!..

В феврале 1942 года в семье получили извещение об отце: пропал без вести. Маленькая фотокарточка – это всё, что, кроме доброй памяти, осталось от папы.

Сегодня в доме Гарифуллы Карамовича висит на стене портрет Шаймарданова Карама Шаймардановича: на нас смотрит красивый, статный мужчина с добрым, лучистым взглядом. Он внёс своей жизнью вклад в Великую Победу над фашизмом. А в сердце уже пожилого сына до сих пор не угасает надежда, что поисковики сообщат добрую весточку и про его отца…

Победу встретили, как и весь народ страны, с радостью и слезами на глазах.

Выросла родовая ветвь ушедшего в неизвестность фронтовика Карама Шаймардановича. Дети подарили ему 7 внуков, 17 правнуков и 8 праправнуков.

Жизнь продолжается. Дай Бог, чтобы в мире закончились войны.

Герои нашей встречи живут в любви и заботе со стороны детей, внуков. Гарифулле Карамовичу в этом году исполняется 88 лет. А у Сауды Карамовны 30 марта юбилей, у неё красивая дата – 90 лет. Здоровья вам, дорогие земляки! Спасибо за самоотверженный труд, стойкость и мужество!

Татьяна Тютикова, Надежда Сивец, «серебряные волонтёры».