Когда было трудно, мы пели

Мария Адищева из посёлка Новоянгелька принадлежит к тому поколению, которое в годы войны помогало взрослым ковать Победу, а потом восстанавливало страну

Как и у многих из того поколения, у Марии Григорьевны два дня рождения: настоящее – 20 июля 1930 года и «официальное» – на месяц позже.

– В те времена это было делом обычным: в какой день добрались до официальных органов, в тот день и записали, – рассказывает наша героиня. – Семья была большая – семеро детей. До войны, вернее, пока был жив папа, мы жили хорошо. Мой отец Григорий Васильевич Иванов родом из Аблязово. Был отличным сапожником. Сам выделывал шкуры, шил обувь, сапоги – и нам, и на заказ. Семья занималась крестьянским трудом, держали лошадей, три коровы. Жили мы дружно, никогда не унывали, а если было плохо, пели песни – так легче было жить и справляться с трудностями…

1 мая 1939 года глава большой семьи внезапно умер. А незадолго до этого у них украли лошадей. Маша к тому времени училась во втором классе в родном селе, а уже с пятого продолжила учёбу в Янгельской школе. Всех своих учителей Мария Григорьевна до сих пор помнит по имени-отчеству: Мария Дмитриевна Мануйлова, Ефим Михайлович Шапошников, Семён Александрович Лаврентьев, Лидия Николаевна Буренина и многие другие. О каждом женщина вспоминает с теплотой. Глядя на них, она и сама когда-то решила стать педагогом. Однако этой мечте не суждено было сбыться.

– Я тщательно готовилась к поступлению в Магнитогорское педучилище и была счастлива, когда поступила, – вспоминает Мария Григорьевна. – Отучилась две недели, а потом мне сказали привезти справку из колхоза, чтобы я могла получать пайку хлеба. Приехала я, пришла в контору. Председателем тогда был Лукьянов Пётр Павлович. В ответ на мою просьбу он стукнул кулаком по столу и сказал: «Сейчас не учатся, сейчас работают!» И не дал мне справку. Я заплакала и учиться не поехала; слышала, что было запрещено отпускать молодёжь из колхозов. Когда спустя время приехала забирать документы, мне сказали, что если бы я всё же вернулась, вопрос можно было решить…

До 19 лет работала Мария в колхозе. Была занята на всех работах: делали кизяк, пахали, сеяли, копнили, пололи, картофель сажали под лопату. После трудового дня ещё и маме помогала в телятнике.

– Телятники были тёплые, сухие, чистые-чистые, белили их всегда белой глиной, – вспоминает Мария Григорьевна.

Летом 1949 года Мария вновь решила испытать судьбу и самовольно уехала в город. Устроилась работать помощником бухгалтера в 1 детскую городскую больницу. Жила на квартире вместе с сестрой. Сестра и познакомила её с будущим мужем. Василий прошёл войну, был танкистом, снайпером. В 45-м он был направлен в западную Украину, где, как известно, обстановка была очень непростая.

Впрочем, выйти замуж за бравого солдата девушка согласилась не сразу: два часа уговаривали её сваты, она – ни в какую.

– А потом одна из сестёр сказала: «Два красавца, два голубца, вас господь сводит. Если вы сейчас не договоритесь, не будет вам в жизни везения». Вася мой потом всю жизнь говорил ей спасибо, – призналась Мария Григорьевна.

Видно, им и вправду свыше суждено было соединить свои жизни в одну. Забегая наперёд, скажем: в любви и согласии супруги прожили 60 лет, семь месяцев и один день. После рождения первенца Володи, весной 1952 года, молодая семья вернулась в Пещёрку. Там на свет появились Валя, Виктор, Анатолий. Родители трудились, занимались домом, Мария Григорьевна к тому же всегда шила, вязала одежду, причём не только семье, но и односельчанам. Супруг катал валенки.

– Я даже свадебное платье сама себе шила, – улыбается Мария Григорьевна.

Сейчас наша героиня богатая мама и бабушка: 8 внуков, 13 правнуков, 3 праправнука. О каждом из них она рассказывает с особым трепетом и любовью. А ещё Мария Григорьевна прекрасно помнит, как в 60-х годах жители её родной Пещёрки покидали село.

– Так как под ним находилось подземное озеро, на берегу реки Янгелька была построена насосная станция для снабжения питьевой водой жителей Магнитки, – рассказывает Мария Григорьевна. – Жители Пещёрки очень не хотели покидать свои «насиженные гнёзда», но им объясняли, что когда начнут качать воду из-под земли, возможны обвалы. Со временем так и произошло. Мне навсегда врезалось в память, как на сооружённых из брёвен санях перевозили дома в Новоянгельку. Два бульдозера тянули сани, и дом ехал по полю. Все от мала до велика смотрели на это захватывающее зрелище. Один дом для эксперимента перевезли, не разбирая пол, с мебелью, на стене висело зеркало. Он проехал благополучно три километра, минуя все овраги…

Надо сказать, что память у Марии Григорьевны, несмотря на возраст (летом ей исполнилось 90), прекрасная. Да и сидеть без дела она не любит. Признаётся, что с нетерпением ждёт каждый новый выпуск «Звезды», подписчиком которой является с 1950 (!) года.

От души поздравляем Марию Григорьевну с прошедшим юбилеем, с Новым годом и Рождеством! Пусть 2021-й принесёт только радостные события!

Автор: Надежда Лавритова