Пост — весна духовная

Великий пост – прекрасное время, чтобы исправить нашу духовную жизнь, стать ближе к Господу

Двадцать веков христианская вера разливает божественный свет среди людей. Но, увы, мир до сих пор лежит во зле! Всему виной – человеческие греховные страсти, привычки…

 Однако, к великому сожалению, в течение первой, строгой седмицы Великого поста, когда ежедневно в храмах совершается богослужение, молящихся в божием доме можно перечесть, что называется, по пальцам. И такое отмечается повсеместно. Так, согласно данным всероссийского центра изучения общественного мнения, Великий пост соблюдают только 14 процентов верующих, остальные его не придерживаются. Как верно говорят в народе: «Насильно мил не будешь». Но давайте вместе разберёмся, что мы тем самым теряем. На актуальные вопросы отвечает иерей храма Владимирской иконы Божией Матери Вячеслав Шумилов.

– Отец Вячеслав, во-первых, разъясните само понятие «поста», ведь многие осознают его исключительно как время воздержания от мясной и молочной пищи…

— Я хочу продолжить вашу мысль о том, что всему виной грех. Он – наш губитель. И никакое высокое положение, никакое блестящее образование – ничто не спасает человека от опасности грехопадений. Слаб, очень слаб  сам по себе человек! И тут на помощь приходит пост. Пост заповедан самим Богом, ибо в пророчестве Иоиля сказано: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании … назначьте пост» (Иоил. 2:12,15). Древние христиане соблюдали пост Святой Четыредесятницы с особенной строгостью. Но пост – это не только воздержание от скоромной пищи. Пост особенно есть обуздание своей воли, тщательное наблюдение за своими мыслями, охранение взора от вредных зрелищ, слуха – от душевредящих разговоров, языка – от скверных и пустых слов, уст – от неподобающей пищи. Еще святитель Василий Великий наставлял: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах». Судите сами: не соблюдая заповеди божии, сея зло, только зло в ответ и получаем.

— Пост – это, однозначно, труд, который сродни подвигу. Без труда толку не бывает. Но если усердствовать в нем без меры, можно и навредить самому себе. Как найти золотую середину? Что взять за основное?

— Верно, пост – это большой внутренний труд. Как на него настроиться? На этот счет хорошо использовать наставления святых отцов. Святитель Иоанн Златоуст, например, так писал: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». Или вот преподобный Варсонофий Великий на все века актуально сказал: «Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей».

— Батюшка, Великий пост продлится до 27 апреля включительно. Никому не поздно начать соблюдать его с сегодняшнего, завтрашнего дня. Но среди пассивно верующих по поводу пощения можно слышать оправдания: «силы воли не хватает», «здоровье не позволяет» … Как побороть в себе чувство отвержения или боязни поста, встать на путь духовного преображения?

— Тут самое главное – иметь желание. Начать можно с малых ограничений себя в чем-то. Неплохо бы составить для себя и домочадцев порядок питания в течение поста, например, вкушать сладости только по субботам и воскресениям. Увеличить продолжительность личных молитв, сократить время просмотра телепередач, назначить время для себя или общесемейного чтения православной литературы, для посещения богослужений в храме, тактично помогать друг другу, серьезно готовиться к исповеди и по возможности причащаться святых таин. Надо поставить перед собой  какие-либо конкретные нравственные задачи (избавиться от сквернословия, курения, навестить кого-то, кто нуждается в вашей помощи и т. д.).

 – Отец Вячеслав,  время быстротечно. Благодатное время Великого поста, способное  преобразить наш духовный мир, может оказаться хрупким сосудом, если не смириться под крепкую руку божию после его завершения. Как сохранить в себе желание быть под опекой Бога, тяготение к божественному свету, разрушающему  зло и созидающему благо?

— Кто истинно постится, наверняка на себе испытывает неисчислимые дары, получающие через пост. Как точно подчеркивают на этот счет святые отцы, пост делает человека сильным, решительным и мужественным перед людьми и бесами и в тоже время великодушным, кротким, милосердным, послушным истине, любящим правду. Мир, живущий без Бога, не знает воздержания и все менее хочет знать о нем. Православные христианине могут ощутить, как велико противостояние сегодняшнего мира посту и как важно их свидетельство миру о самом главном. Начав предаваться Богу, человек встречает другие опыты, совсем противоположные тем, которые имел он, управляя сам собою. Прежде усилия делать добро или совсем подавляемы были в нем злыми склонностями, или производили несовершенное действие: теперь, когда он положил сердце свое в силу божию, в самой немощи его начинает совершаться сила божия, разрушающая зло и созидающая благо.

Всем постящимся необходимо помнить, что время поста есть время, когда все наше внимание должно быть обращено на неизбежный для каждого конец земной жизни и неминуемый Страшный Суд. Постясь, мы не должны постись, как кому вздумается. Ведь, кроме Великого, есть еще Петров, Успенский, Рождественский, однодневные посты. Всего в году насчитывается более двухсот постных дней. И церковь призывает нас не сокрушаться по этому поводу, а поститься постом приятным, Богу угодным. Для этого, прежде всего, нужна молитва, моление о прощении грехов и просьба об укреплении сил в доброделании. Будет чистосердечное стремление к божественному свету, Господь не даст ему померкнуть.

Екатерина Поплева, катехизатор храма Владимирской иконы Божией матери

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Комментарии

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.