Позволили себе все, а радости на лицах нет!..

Нынешний век, как никакой другой, называют веком свободы

Под воздействием разных обстоятельств люди добавили себе вольности в поступках, и век свободы перешел в век лукавства, обмана, искушений, вражды, ненавистничества и злобы. Позволили себе все, а ведь радости на лицах нет!..

Случайность это или закономерность и чем вызвано печальное явление, мы беседуем с благочинным Агаповского благочинного округа настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери протоиереем Сергием Резеповым.   

— Отец Сергий, неприятно это осознавать, что в наше цивилизованное время, эпоху изобилия материальных благ мир наполнен неблаговидными поступками людей, которые зачастую провоцируют на подобную же ответную реакцию. С чем это связано?

— Всему виной людская гордыня, а еще отсутствие благодарности за полученное добро. И это взаимосвязано. Гордый не может быть благодарным, так как ему кажется, что он заслуживает только восхищение. Практически только из-за гордости многие не способны прощать друг другу даже небольшие обиды. Если бы не способность забывать, жизнь людей вообще была бы невыносимой. Но не все об этом задумываются, и поэтому приходится довольно часто сталкиваться со своевольными поступками людей.

— Батюшка, но ведь за понятием своеволия для многих кроется оправдание себя другим понятием – свободы, данной каждому человеку от Самого Бога…  

— В понимании большинства людей свобода – это отсутствие ограничений, то есть возможность беспрепятственно осуществлять свои желания. А по учению православия это далеко не так. Священное Писание говорит о том, что Адам – первый человек, в раю получил свободу вместе с властью над миром, но и обязанностями. Только подчиняясь Богу, жизнь первых людей в раю была безмятежна и красива. И так могло продолжаться бесконечно, если бы не их грехопадение.  Дарованную Богом свободу они употребили, скажем по-современному, в своих интересах. Ведь вместе со свободой Бог дал право выбора, и свободу каждый начал понимать по-своему. Глубоко мыслящие люди, как писатель Ф. М. Достоевский, понимал ее так: «Свобода не в том, чтоб сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой». Неспособность владеть собой порождает только зло.

— Батюшка, но ведь зло было всегда…

— Да, с самого грехопадения первого человека. В иные периоды истории оно крушило целые страны и народы: сколько племен кануло в лету в пламени жестоких войн! Но рядом со злом всегда жило добро и свидетельством этому – имена тысяч святых угодников Божиих, которые через все испытания пронесли образец жизни человека на земле. В испытаниях люди всегда проявляют свое истинное лицо.

— Батюшка, а в чем положительном может проявить себя человек в нынешнее ковидное время, когда лучшим способом спасения является самоизоляция, так сказать принудительное лишение свободы?

— Человек, творя все по своей воле, не может чувствовать себя свободным, потому что творит свои дела по воле плоти. В нынешней ситуации многие, влекомые страстями, не подчиняются требованию соблюдать установленные нормы самозащиты. В этой рабской зависимости никогда не возникнет желание творить, думать о другом, кроме себя любимом. Радость такого зависимого человека скоротечна и не в его же пользу. 

Радость и желание творить добро, вне зависимости от внешних ситуаций, обязательно придет, если человек в своей нынешней изоляции встанет на молитву. Но скажу откровенно, не у каждого это получится легко и просто. Как сказал на этот счет святой праведный Иоанн Кронштадтский, «У людей мало молящихся слабо сердце; и вот, когда они хотят молиться, сердце их расслабляется и расслабляет их руки, тело и мысли, и трудно им молиться. Надо преодолеть себя: постараться молиться всем сердцем, потому что хорошо, легко молиться всем сердцем». Сейчас очень важно каждому  усиленно и искренне молиться не только за себя и близких, но и за всю страну. Общая народная  молитва во все времена спасала наше Отечество и нынешний век – не исключение. Но, положа руку на сердце, с уверенностью заверяю, что в век свободы многие освободили себя от желания молиться вообще.

 Мир наполнен людьми, которые нуждаются в помощи. Не обязательно материальной. В самоизоляции от них тоже нельзя изолироваться. Ведь с христианской точки зрения, милосердие, которое мы оказываем ближнему, не оценивается количеством и качеством, а чистым сердцем и трезвым умом. Милосердие – это основа христианства. Находясь в самоизоляции, мы не должны оставлять без внимания своих родных, друзей, больных людей. Кого-то из них выведет из депрессии теплая беседа по телефону, кого-то спасет помощь доставкой лекарств и продуктов. Впрочем, думайте все сами и творите, творите добро…  

— Тем более, что сейчас у православных идет Рождественский пост…

— И поэтому, и не потому, что пандемия. Добрые дела всегда спасительны для человека. Так же, как и достойное соблюдение поста. Об этом практически все знают, но и в пост не ограничивают себя в чревоугодии, развлечениях разного рода, на все находя свое аргументированное оправдание. К Богу и молитве прибегают, как правило, когда, как говорят в народе, гром грянет. Но многие и тогда проявляют окамененное бесчувствие. По своей самости, гордыне, губительным привычкам. Вот какого состояния надо больше всего бояться в век безграничной свободы. И этой пагубы можно избежать, если ежедневно читать Священное Писание, святоотеческие книги. В них есть ответы на каждый вопрос страждущего человека.

Автор: Екатерина Поплева, катехизатор храма Владимирской иконы Божией Матери.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.