Два ордена учителя Марсуверского

В 1913 году Оренбургское казачье войско утвердило Василия Марсуверского, имевшего специальное образование, в должности первого учителя Янгельской мужской поселковой школы

19 февраля 1893 года казак посёлка Янгельский Иван Иванович Марсуверский и жена его Евлампия Дмитриевна в Свято-Николаевской церкви своего прихода крестили родившегося 17 февраля сына Василия.

Когда Василию исполнилось 8 лет, он, как и все его сверстники, стал учиться в поселковой начальной школе, время обучения в которой составляло четыре года. Мальчик был прилежным и способным учеником. Родители поддержали его желание продолжить учёбу и стать учителем, а семейный достаток позволял вносить плату за обучение. В 1907 году Василий успешно сдал вступительные экзамены в специальный педагогический класс в городе Верхнеуральске.

Народному образованию, строительству школ, подготовке кадров учителей Войсковое правительство Оренбургского казачьего войска уделяло особое внимание.

В работах исследователей истории развития народного образования на территории Оренбургского казачьего войска и, в частности, посвящённых подготовке педагогических кадров для казачьих школ, отмечено, что с 1885 года «подготовка учительских кадров для начальной школы стала осуществляться непосредственно с открытием для этого специальных педагогических классов».

В Верхнеуральской станице такой класс был открыт при мужской школе. В течение трёх лет будущие учителя занимались по программе высших начальных училищ. Дополнительно им преподавались педагогика, методика, дидактика, проводилась месячная педагогическая практика в одной из начальных школ.

«Правлением 2-го военного отдела были арендованы два здания: одно – просторное и светлое, с аудиториями для достаточного количества учеников, другое – меньшее, использовавшееся как общежитие (интернат) для учащихся. Оба здания имели благоустроенный вид, были хорошо оснащены мебелью. Плата за обучение и содержание в общежитии (в том числе постельные принадлежности, питание и нательное бельё) составляла 6 рублей в месяц с каждого обучавшегося.

Специально-педагогический класс был полностью обеспечен комплектом необходимых методических пособий, учебниками, другими материалами и принадлежностями; имелась библиотека с разнообразной литературой.

Педагогический коллектив состоял из трёх учителей-предметников, одного учителя чтения и законоучителя (священника). Количество учащихся почти всегда было стабильным (до 40 человек, в основном мальчиков; девочки поступили только в 1911 году). Желающих учиться в специально-педагогическом классе всегда было много, конкурс ежегодно увеличивался».

В 1910 году 17-летний Василий успешно выдержал специальные испытания (экзамены) и получил звание учителя начальных классов. В сентябре того же года назначен учителем в школу посёлка Янгельского.

10 мая 1913 года приказом №319 по Оренбургскому казачьему войску казак Василий Иванович Марсуверский был утверждён в должности учителя Янгельской мужской поселковой школы. Очевидно, на тот период времени он, как имеющий специальное образование, состоял на должности первого учителя, который не командировался на полевую службу и заносился в списки будущих пенсионеров (согласно пенсионному уставу учителей). В первую мировую войну Василий также не был мобилизован и продолжал работать в школе.

В августе 1918 года на территории Верхнеуральского уезда после вытеснения краснопартизанских отрядов установилась власть белоказачьего правительства.

В июле 1919 года Василий Марсуверский был мобилизован и назначен во 2-й запасной полк переписчиком. С этим полком уходил в Тургай при отступлении белой армии с территории Оренбургского казачьего войска.

В сентябре 1919 года Оренбургская армия Дутова, отступая на юг, двигалась по малонаселённому и пустынному краю, не имея снабжения. При отходе были брошены остатки артиллерии, не было транспорта, боеприпасов, провианта и обмундирования. В частях свирепствовал тиф.

К середине октября в строю осталось не более половины личного состава. Отступление продолжалось уже на Каркаралинск и Семипалатинск. Не было тёплой одежды, что в условиях наступления зимы быстро сказалось самым негативным образом. Населённые пункты были редки и малы и не могли стать полноценной базой для войск. Казаки сдавались в плен целыми полками. Они не хотели уходить далеко на восток, стремились вернуться в родные станицы. В числе этих казаков был и казак Янгельской станицы Марсуверский Василий.

В своей биографии он указывал, что перешёл на сторону Красной Армии 3 ноября 1919 года, а 12 ноября вступил добровольно в её ряды и в боевых действиях принимал участие в качестве рядового красноармейца лишь однажды – в бою под Каркаралинском.

Служил делопроизводителем мобилизационной части 3-й стрелковой степной бригады, а затем в той же должности – в Ферганском облвоенкомате. В декабре 1921 года был демобилизован и направлен в распоряжение Верхнеуральского УОНО (уездный отдел народного образования).

В ноябре 1921 года Марсуверский Василий Иванович был назначен заведующим начальной школы посёлка Янгельского и работал в этой должности до августа 1929 года, что даёт все основания полагать, что он фактически является первым руководителем Янгельской поселковой начальной школы в советский период её истории.

В эти годы Василий Иванович был занят и на общественной работе. С 1921 по 1924 годы состоял членом сельсовета, с 1927 по 1929 был председателем ревизионной комиссии потребкооперации.

Об учителях Янгельской школы тех далёких лет оставила запись в своих воспоминаниях Т. И. Петрова (Исакова): «1924 год. Мне 10 лет. Мой первый учитель был Андрей Иванович Иванов, учитель без диплома, просто грамотный человек. А я его любила за то, что хорошо пел, и мой дуэт с ним на ёлке в 1924 году помнит его дочь, помню я, помнила моя мама. Это была красивая русская песенка «У зори то, у зореньки». Следующими учителями третьего и четвёртого классов были Василий Иванович Марсуверский и совсем молодой Владимир Александрович Дегтярёв. Последнего мы все очень любили. Он организовал первый пионерский отряд, ходил с нами в походы, проводил сборы».

В сентябре 1929 года Марсуверский решением Магнитного райисполкома был переведён в школу посёлка Магнитного и работал учителем 9 класса. В период с 1929 по 1932 годы по-прежнему был загружен и общественной работой, являлся председателем ревизионной комиссии Магнитного сельсовета.

Что побудило Василия Ивановича покинуть родные места – неизвестно, но в 1933 году он по согласованию с РОНО Магнитного района выехал в Новосибирскую область, в районный центр село Купино. Распоряжением Купинского РОНО назначен преподавателем начальной школы села Новая Деревня, что была неподалёку от пристанционного посёлка Чистоозёрного. Даже сохранилась плохонькая любительская фотография начала 30-х годов, первых лет работы Василия Ивановича в Новодеревенской школе.

До 1935 года он работал учителем, завучем этой школы. После реорганизации школы в среднюю назначен её директором. За учебно-воспитательную, общественную работу Василий Иванович неоднократно награждался денежными премиями, «Ударными Грамотами», а также путёвкой на курорт.

Пристанционный посёлок в те годы быстро рос и развивался, увеличивалось население. Очень много было многодетных семей: нередко в семьях было по пять, семь, а то и по десять детей. А в годы войны в Чистоозёрном жили четыре семьи, в которых и вовсе было по 16 детей. Назрела необходимость открыть среднюю школу в Чистоозёрном, где была только начальная.

В 1938 году было принято решение построить новую большую школу. Одновременно со строительством начальная школа из села Новая Деревня переводилась в посёлок Чистоозёрный. Руководить строительством новой школы доверили директору Новодеревенской школы Марсуверскому Василию Ивановичу.

Его стараниями и хлопотами строительство новой двухэтажной кирпичной школы быстро продвигалось, и 1 сентября 1939 года занятия начались уже в новой школе. Директором был назначен Марсуверский.

Именовалась она в те годы как Ново-Деревенская неполная средняя школа. Светлые большие классы, просторные коридоры – они и до сих пор отвечают требованиям, предъявляемым к школьным помещениям.

В 1939 году В. И. Марсуверский – член райкома Союза учителей, член исполкома РИК Чистоозёрского района, председатель культурной комиссии.

Указом Президиума ВС СССР от 04.05.1939 за выдающиеся успехи в деле школьного обучения и советского воспитания детей в сельских школах, за отличную постановку учебной работы и активное участие в общественной жизни в деревне Василий Марсуверский был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1944 году Василий Иванович ушёл с поста директора школы по состоянию здоровья: годы напряжённой работы давали о себе знать.

Выпускник 1942 года, учитель химии Чистоозёрной средней школы №1 Дьякович Семён Васильевич вспоминал: «Учеников он поражал своим внешним обликом: высокий, худой, аскетического вида. Лицо строгое, неулыбчивое. Пронзительный взгляд чёрных с желтизной глаз проникал, казалось, в самую душу, заставляя её трепетать. Марсуверского побаивались ученики и, кажется, учителя. Он был суровый и требовательный человек, но требования его были справедливы и обоснованы. Являясь хорошим методистом, особенно в области начального образования, он оказывал большую помощь молодым учителям. Много он сделал для развития народного образования в районе».

Указом ПВС СССР от 14.12. 1944 года Марсуверский Василий Иванович был награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени.

В 1947 году он скончался, находясь на лечении в санатории г. Кисловодска. Скорее всего, окончательно подкосила остатки здоровья весть о смерти сына Анатолия, умершего от ран в полевом госпитале в марте 1944 года.

В наши дни бывшая Ново-Деревенская школа носит наименование МБОУ Чистоозёрная СОШ № 1. 23 февраля 1988 года в школе был открыт музей. Первого директора школы знают и помнят. При входе в зал с экспозицией имя его указано в паспорте школы.

Юрий Козлов, краевед с. Агаповка.