Река Гумбейка. Что потомкам оставим?

Из путевых наблюдений Александра Литвинова

Фото: Александр Литвинов

Продолжение. На протяжении многих лет село Фершампенуаз Нагайбакского района льёт из канализации в реку около 103 тысяч тонн в год всего, что попадает в канализацию. Не остаётся в стороне и посёлок Буранный Агаповского района, «тихим сапом» сливающий через длинный овраг свои «достопримечательности» в реку, коими встречает всех, кто близко около него проезжает. Как могут «помогают» загаживать реку жители посёлка Куропаткинского и села Остроленко (Нагайбакский район) и посёлка Гумбейка (Агаповский район), сваливающие в пойму и русло реки всё, что вздумается.

Да простят меня Господь и моя любимая река за то сравнение, которое пришло в голову, когда я достиг места её впадения в реку Урал.

Стоя на берегу, я смотрел на ручей под названием Гумбейка, впадающий в Урал, а мне представлялась река вся, от начала и до конца, и во все времена дающая жизнь поселившимся на её берегах тысячелетия назад людям, кормившая их и поившая. Встретившая наших дедов чистой, холодной, родниковой водой и несметным богатством самой разнообразной рыбы. Лучезарная и весёлая, радовавшая сердца и души дедов, наших родителей и наши – в дни молодости, а ныне – задыхающаяся и умирающая в молчаливой скорби и молчаливом упрёке.

На что способен человек ради своего блага? Не только по отношению друг к другу, но прежде всего к природе, благодаря которой он вообще жив! Одумается ли он когда-нибудь?! И меня покоробила мысль о том, что река, дарившая и отдававшая человеку всё, что может, превращена им в один большой, уже до краёв наполненный унитаз! Именно унитаз, в который можно сливать и сваливать всё, что взбредёт в голову. Наивно надеясь, что река, «единожды дёрнув за верёвочку», весной смоет через двадцать две установленные человеком перегородки (плотины) всё, что человек нагадил за год, и что попало в реку естественным, природным путём. А ведь это и есть причина того, что сегодня происходит с рекой. Человек, перегородив реку, прекратил её природную самоочистку, нанося ей не только вред, но и обрекая на гибель. И если кто-то сомневается в том, что я говорю, то пусть дома установит перегородки в своём унитазе, поперёк слива, сходит в туалет и попробует смыть.

Двадцать две перегородки в виде плотин и переездов, из которых восемь на территории Нагайбакского и четырнадцать на территории Агаповского районов, перекрыли русло реки. Они стали возникать с появлением у человека бульдозера, и на беду реки, возникшей, возможно, миллионы лет назад.

Большой ущерб реке наряду с ныне действующими каменными нанесли земляные плотины, размываемые рекой, и, в конце концов, заброшенные человеком. Из года в год прорываемые и вновь восстанавливаемые, они заносили этой землёй русла, которые либо погибали, либо изменялись до неузнаваемости, протяжённость таких мест доходит до пяти километров, и их немало.

Ныне действующие плотины и переезды, теперь уже добивающие реку, характерны тем, что как перед ними, так и после них, видны наносы из различных смешений: земли, ила, песка, глины, гниющих растений. Порой поднимающихся до уровня этих плотин и переездов, и бурно покрытых различными видами растительности, от трав и кустарниковых до деревьев. Явления эти (от нескольких сотен метров до трёх километров протяжённостью) наблюдаются практически около каждой плотины или переезда.

Река, в стремлении обойти эти плотины, делала обходные русла, и добрые к использованию земли, приводились ею в непригодное состояние. Появление плотин, прекративших природную самоочистку реки, и стало причиной к накоплению на дне реки различных отложений. Проводимые мною замеры в период с 1997 по 2005 годы показывали, что река в год заиливается на 8-12 сантиметров. Когда от илистых отложений до поверхности воды осталось около двух метров, появилась растительность, которая с каждым годом будет только прогрессировать, в связи с тем, что идёт дальнейшее накопление и приближение ила к поверхности воды.

Родники, ранее выполнявшие роль поставщиков воды и её охладителей и вызывавших хорошее течение реки, ныне находясь под толщей ила, являются в основе своей поставщиками влаги для растительности, появившейся на илистых отложениях, в русле и по берегам реки. И компенсаторами для увеличивающихся испарений, потому как оставшийся слой воды активно прогревается солнцем. Что с одной стороны «благотворно» влияет на заращивание реки, а с другой стороны становится губительным для жизни рыбы.

Продолжение следует