Он прикасался к космической истории

У жителя Агаповки хранится автограф, подписанный ему Юрием Гагариным

0 0 votes
Рейтинг статьи

— После службы в Советской Армии с меня взяли подписку о неразглашении государственной тайны. Десять лет нельзя было даже упоминать слово Тюратам – так называется железнодорожная станция, рядом с которой находится Байконур, — рассказывает Фарит Бадрутдинов. Ничего удивительного в этом нет: на Байконуре регулярно бывали космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Валерий Быковский, а главный конструктор Сергей Королёв приезжал на каждый запуск корабля.  – Все запуски проходили в торжественной обстановке, вся часть строем приходила на площадку, где проходил митинг, — вспоминает Фарит Салихович. – Мы видели всех первых космонавтов.

Сержант Бадрутдинов служил на станции «Заря», которая обеспечивала космодром связью. Однажды ему предложили послушать двухчасовую запись переговоров Юрия Гагарина с Землёй с его знаменитым «Поехали!». До сих пор жалеет, что не догадался тогда скинуть запись на бабину, хотя возможность такая была. Но автографы первых космонавтов взять удалось. — Это запомнилось мне на всю жизнь. Был тёплый летний день. Я шёл с казармы мимо монтажно-испытательного корпуса. И тут подходит автобус с космонавтами. Заскочил в автобус: — Товарищ майор, Юрий Алексеевич, разрешите автограф? — Без разговоров! Давай! – рассказывает Фарит Бадрутдинов. – Фотографию с надписью «Звёздные братья» я вырезал из журнала «Советский воин», наклеил её на фотобумагу и всегда носил с собой. Надеялся, что подвернётся удобный случай. И он подвернулся. Вот подписи Юрия Гагарина и Германа Титова. А автограф Андрияна Николаева не очень чёткий, прерывистый – у него чернила в ручке кончились.

Фарит Салихович прекрасно помнит и старт первой в мире женщины – космонавта Валентины Терешковой. В тот июньский день 1963 года  он дежурил по столовой. Старт был намечен на три часа дня. Молодой сержант Бадрутдинов наблюдал за ним с вентиляционной шахты. – Сижу полчаса, час, полтора – тишина. И только в пять часов дали старт. Говорят, что было какое-то повреждение кабеля. Исправляли, — вспоминает Бадрутдинов. – Я до сих пор удивляюсь её стойкости и мужеству.

В отряде космонавтов, действительно, только люди мужественные. Ведь были и неудачные запуски. Один из них, правда, беспилотный, произошёл на глазах Фарита Салиховича. – Говорят, запуск был спутника на Луну. Мы наблюдали как обычно. И вдруг, на высоте полтора – два километра ракета завалилась на бок и начала разваливаться. Обломки закружили над нашими головами. Бежали и прятались, кто куда мог. Страшно было, — признаётся он. – С тех пор на каждый запуск всех не участвующих увозили километров за 40 от космодрома, чтобы избежать ненужных жертв.

Кстати, служба на Байконуре однажды помогла молодому Фариту получить «5» по физике. Он сдавал экзамен в тот день, когда умер Сергей Павлович Королёв. Рассказал педагогу о том, что встречался с генеральным конструктом, и женщина не стала мучить его дополнительными вопросами – поставила в зачётку «5».

Фарит Салихович с удовольствием вспоминает годы службы в армии – интересное было время, историческое. С тех пор для него 12 апреля – особый день.

guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

1 Комментарий
новые снизу
новые сверху
Inline Feedbacks
View all comments
Николай
Николай
5 лет назад

Фарит, с Днём Космонавтики! Здоровья тебе,сосед!