Подорожает или станет хуже? Правительство не отказывается от идеи внедрения обязательной маркировки молочной продукции

Своевременно ли?

Правительство России не отказывается от идеи внедрения обязательной маркировки молочной продукции. Наносить на упаковку специальный QR-код «Честный знак» планировалось с 1 июня этого года, однако начавшаяся пандемия COVID-19 нарушила планы. Пока в стране по-прежнему идет эксперимент по этому проекту, он закончится 31 декабря.

С 20 января 2021 года требования можно соблюдать добровольно, сообщает Forbes. А вот с 1 мая нанесение кодов на упаковки станет обязательным для производителей сыра, сливочного масла и мороженого. С 1 июля — для изготовителей молока и несгущенных сливок со сроком годности более 28 дней, пахты, свернувшихся молока и сливок, йогурта, кефира, молочной сыворотки, творога и молодых сыров, сметаны. С 1 октября — для выпускающих молоко и несгущенные сливки со сроком годности 28 дней и менее, молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара, безалкогольные напитки с молочным жиром. Не будут маркироваться товары весом до 30 грамм, питание для детей до трех лет, специальные и профилактические продукты.

«Требования по обязательной маркировке будут вводиться поэтапно для разных видов молочной продукции и типов хозяйствующих субъектов. Мы понимаем, что ограничительные меры из-за коронавируса внесли свои коррективы, ряду участников оборота нужно больше времени», — отметил заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

С января следующего года, на «добровольном» этапе внедрения маркировки, Центр развития перспективных технологий, являющийся оператором системы, будет выдавать коды бесплатно. Виктор Евтухов считает, что это поможет привлечь в проект многих производителей и позволит им отточить процессы

В Челябинской области зарегистрировано 68 компаний, выпускающих сырье. Переработчиков шесть — три завода группы компаний «Росмол», по одному предприятию в Копейске, Южноуральске и Агаповке. Ежегодно в регионе производится до 200 тысяч тонн молока. С ноября 2019 года все компании должны передавать данные в систему «Меркурий». Это еще один проект, призванный снизить объем фальсификата. Программа позволяет надзорным органам отслеживать получение предприятием сырья и правила его хранения.

«Главное, что эта система позволяет проследить, из какого сырья сделано молоко. С одной стороны — это проблема для тех производителей, которые не хотят „светить“ поставщиков. Для потребителей — это дополнительная информация. В случае разбирательств система поможет выяснить происхождение продукции. Идея правильная, подобные системы существуют во многих странах. Для нее нужно изменить технологии, производство. Она вводится постепенно, потому что сейчас в условиях пандемии у предпринимателей есть дефицит оборотных средств», — прокомментировал заместитель губернатора Челябинской области Сергей Сушков.

Национальный союз производителей молока ранее заявлял, что правительству страны следует оценить целесообразность внедрения маркировки, поскольку она дублирует «Меркурий». Эта система, важно отметить, бесплатная. А вот для установки QR-кодов производителям придется платить. По подсчетам Центра развития перспективных технологий, затраты по нанесению кода на одну единицу товара составят от 0,1 до четырех копеек. По оценке «Союзмолока», вложения в первый год составят 61 миллиард рублей. Но такие траты вряд ли позволят ощутить положительный эффект от новых требований. Вместе с этим в организации считают, что заниматься маркировкой должны типографии, а не производители, для которых работа с упаковкой является не свойственной деятельностью. В ЦРПТ заявили, что помогут с печатью кодов на аутсорсе. Для этого уже ведется работа с типографиями. Только по всей ли стране — не известно.

Директор по маркетингу завода «Подовинновское молоко» Дмитрий Панов воздержался от развернутого комментария, поскольку еще нет окончательного понимания о системе маркировки. Также он отметил, что, вероятно, нужно будет покупать дорогостоящее оборудование для нанесения кодов, а это дополнительные расходы. При этом даст ли маркировка что-то хорошее — не известно. «Меркурий» же, по словам Панова, справляется со своими задачами по снижению доли фальсификата.

Только лишь маркировки упаковок с молочной продукцией не будет. Производителям и дистрибьюторам с 1 мая 2022 года предстоит в обязательном порядке предоставлять в новую систему сведения о наименовании и количестве товара, а с мая 2023 года — всю информацию о движении каждой единицы промаркированной продукции. С 1 ноября 2022 года обязательная маркировка будет введена для фермеров при продаже через собственную розницу и при прямой реализации товара.

Отмечая пользу новой системы, представители молочной отрасли говорят и о том, что дополнительные расходы могут привести к росту цен на продукцию. В итоге потребителям придется платить больше.