Дата. Две победы во славу Отечества

Уходящая неделя насыщена значимыми историческим событиями. Мы решили вспомнить о двух из них

Фото: историк.рф

15 июля 1240 года произошла битва на Неве, навсегда вошедшая в нашу историю и обессмертившая имя молодого князя Александра Ярославовича, ставшего с тех пор Александром Невским.

В начале 13 века Русь оказалась между двух огней: с Востока пришли татаро-монголы, а с Запада – немцы, шведы, датчане и армии других стран, которые хотели завоевать новые земли, пользуясь слабостью Киевской Руси.

В 1240 году началось нашествие Батыя. Пользуясь этими событиями, шведский король решил напасть на Русь, захватить крупный торговый город Новгород. Предпосылок для этого было огромное количество. Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки. Уверенный в своей победе предводитель шведов ярл Биргер вошёл на кораблях в Неву и отсюда послал сказать Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». Молодой князь Александр Ярославич, правивший Новгородом, до этого никакими великими делами прославлен не был.

По Неве Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда уже по Волхову идти к Новгороду. Но Александр, имея точные сведения о передвижении шведской армии (в Новгороде была хорошо налажена разведка), решил использовать фактор внезапности и выступил навстречу шведам, собрав городское ополчение и совершив стремительный марш к месту, где остановилась шведская армия. Во время передвижения войск к нему примыкали всё новые отряды. Русские войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, и 15 июля внезапно напали на них. Биргер не ждал неприятеля и расположил свою дружину спокойно: ладьи стояли у берега, рядом с ними были разбиты шатры. Новгородцы, внезапно появившись перед шведским лагерем, набросились на шведов и начали рубить их топорами и мечами, прежде чем те успевали взять оружие. Александр лично участвовал в битве, «самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь». Битва продолжалась до наступления вечера.

Точных сведений о том, сколько погибло шведов, нет. Но если верить историческим источникам, то большая часть войска была уничтожена и счёт идёт на десятки и сотни погибших. В некоторых летописях сохранилось упоминание о том, что на следующий день после битвы на другом берегу реки Нева шведы хоронили тех, кто погиб в битве. После этого они покинули русскую землю на кораблях, которые сохранились после сражения.

Всеобщую славу молодому князю принесла эта победа. Впечатление было тем сильнее, что она произошла в тяжёлую годину невзгод в остальной Руси. Историки считают, что сражение 1240 года предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.

Фото из открытых источников

Спустя столетия, в 1943 году, на русской земле произошло самое крупное танковое сражение. Битва под небольшой станцией Прохоровка в годы Великой Отечественной войны, с 10 по 12 июля стала олицетворением мужества и героизма советских танкистов.

Поражение под Сталинградом потрясло военную машину фашистской Германии, но её мощь по-прежнему оставалась велика. Основной ударной силой вермахта были танковые корпуса, в составе которых действовала элита – бронетанковые дивизии СС. Именно они должны были прорвать эшелонированную советскую оборону при ликвидации курского выступа. Именно с их участием произошло сражение под Прохоровкой на южной стороне оборонительных укреплений курской дуги. Операция германских войск, получившая наименование «Цитадель», имела целью возвращение Германии стратегической инициативы, но стала итогом окончательного перелома в ходе войны. Тактический замысел германского командования состоял в двух сходящихся ударах из Орла и Белгорода с соединением у Курска. В случае успеха в котле оказалось бы полтора миллиона советских солдат.

О количестве танков, самоходных артиллерийских установок, задействованных в боях около Прохоровки, учёные до сих пор спорят. Но в любом случае то, что произошло в поле у Прохоровки, было неординарным событием в истории бронетанковых войск, а само сражение стало одним из самым кровопролитных. И наши солдаты вели себя, как настоящие потомки тех, кто когда-то защищал Отечество на Неве, Чудском озере, Бородино…

Вот как вспоминал об этом участник боя рядовой Е. И. Филатов: «Танки шли лавиной. Сколько их было – не считали. Машины двигались по полю зигзагами, меняя направление, чтобы сбить с толку наших артиллеристов, помешать им прицелиться… Рвутся бомбы… Такой грохот стоял, что кровь текла из ушей.

Вот воспоминания советского танкового аса Василия Брюхова: «Нередко от сильных взрывов разваливался весь танк, в момент превращаясь в груду металла. Большинство танков стояли неподвижно, скорбно опустив пушки, или горели. Жадные языки пламени лизали раскалённую броню, поднимая вверх клубы чёрного дыма. Вместе с ними горели танкисты, не сумевшие выбраться из танка. Их нечеловеческие вопли и мольбы о помощи потрясали и мутили разум. Счастливчики, выбравшиеся из горящих танков, катались по земле, пытаясь сбить пламя с комбинезонов. Многих из них настигали вражеская пуля или осколок снаряда, отнимая их надежду на жизнь… Противники оказались достойными друг друга. Дрались отчаянно, жёстко, с неистовой отрешённостью».

Из боевого донесения: «В 19:00 донесли, что к Мал. Псинке замечен подход до 100 танков. Личный состав 233 АП во главе с гв. подполковником Ревиным и весь состав 8 батареи, расстреляв весь боекомплект, заняли круговую оборону и продолжали вести бой. За период боя нанесли большой ущерб противнику. Они погибли смертью храбрых, но не отошли, сдержали атаку силою до 100 танков на высоте 226.0».

Понесённые потери и организованный отход немецких войск не позволили развить контрудар с целью окружения и разгрома немецких танковых дивизий. Гитлеровские войска потеряли в сражении до четверти танков, что окончательно исчерпало атакующий потенциал на Белгородском направлении. Наступление немцев было остановлено. План «Цитадель» провалился. Так закончилась последняя крупная наступательная операция германских войск на восточном фронте. Вплоть до победного 1945 года наша армия ни на секунду не выпускала стратегическую инициативу из своих рук.

В наше время находится немало желающих «переосмыслить» факты, поставить их под сомнение, а то и вовсе заявить, что «такого не было». Однако мы-то знаем, что во все времена защита Отечества была для наших предков превыше всего.

При подготовке материала использована информация из открытых интернет-источников.

Автор: Надежда Лавритова