В каждой семье стараются сохранить память о своих предках. Наша – не исключение.
Великая Отечественная война так или иначе не обошла стороной ни одну семью, ни один род. Вот и среди моих предков немало тех, кто в тылу и на фронте приближал Победу. Дед по линии матери Александр Штинов трудился здесь на ИДП составителем поездов. Дед по линии отца Фёдор Дмитриев помогал партизанам в оккупированных фашистами Великих Луках.
Но в этот юбилейный год мне хотелось бы рассказать о человеке, чью храбрость, отвагу и выдержку можно смело назвать наследственной.
Николай Пономарёв – двоюродный брат мамы, младший сын полного Георгиевского кавалера Якова Пономарёва. В 21 год Яков Романович был призван по возрасту на действительную службу. Вскоре началась первая мировая. К 1917 году на груди Якова уж сверкали Георгиевские кресты всех четырёх степеней и две Георгиевские медали за храбрость. По возвращению домой его ждала непростая судьба: гражданская война, раскулачивание. Вскоре после смерти Якова Романовича его жена с тремя детьми была отправлена в ссылку в Свердловскую область.
Сын Якова Романовича Николай после окончания 9 класса не смог продолжить учёбу из-за отсутствия средств и был отправлен на лесозаготовки. Люди, с которыми он работал, стали ему говорить: «Ты образованный, молодой. Зачем тебе лямку тянуть вместе с нами? Беги отсюда». И он сбежал.
Добрался до родных в Агаповском районе, смог устроиться на курсы трактористов. С первых дней войны Николай ушёл на фронт (ему тогда было 21, как когда-то отцу).
В ноябре 1941 года был ранен. После лечения снова на передовую. Воевал в составе Северо-Западного, Западного, 1-го Украинского, 3-го Белорусского фронтов. О том, как – лучше всяких слов говорят наградные листы: «Смел и решителен. Умело водит тяжёлые танки на поле боя. Энергичен. Отлично освоил сложную боевую материальную часть. При отражении контратаки противника 24.12. 1943 г. в районе Морозинка тов. Пономарёв точно наводил самоходку на цель, правильно корректируя огонь, тем самым обеспечил успешное отражение контратаки пехоты и танков противника… За отличное выполнение заданий командования тов. Пономарёв достоин Правительственной награды ордена «Красная Звезда»; «Участвуя в прорыве обороны противника, Пономарёв, управляя движением СУ, провёл её через множество естественных и искусственных препятствий. Наблюдая за противником, корректируя огнём орудия, обеспечил уничтожение огневых точек противника. 18.10.44. под сильным огнём противника, маневрируя на поле боя, перешёл немецкую границу и форсировал реку Шервинта. Противник контратаковал.Заметив танки противника и доложив командиру СУ, обеспечил успешное отражение контратаки. Во время боёв с 16 по 20.10.44 г., проведя СУ в исключительно трудных условиях и 18 10.44 г. перейдя границу Восточной Пруссии, уничтожил в составе экипажа: 1 танк, 2 ПТО, 1 минбатарею, 2 пулемётных точки, 1 автомашину и до 30 солдат и офицеров противника. Достоин правительственной награды ордена «Красная Звезда».
Свой третий орден Красной Звезды капитан Николай Пономарёв получил 9 мая 1945 года.
«В боях за Пиллау умело управлял движением ИСУ-152, в исключительно трудных условиях лесистой местности. В составе экипажа уничтожил: 2 орудия, 3 ДЗОТ, 4 пулемётных точки и около 30 солдат и офицеров. За период боёв ИСУ-152 не имела случаев не выхода в бой по тех. неисправности. Достоин правительственной награды ордена «Красная Звезда».
Всего же к концу войны на груди героя, не раз горевшего в танке, будучи под огнём противника по несколько суток, были три ордена Красной Звезды, два ордена Отечественной войны второй степени, медали «За взятие Кёнигсберга», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
– Пожалуй, это единственный в нашем районе человек с таким количеством орденов Красной Звезды, – поделился своим мнением кандидат исторических наук, руководитель поискового отряда « Рифей» Артём Любецкий. За всю историю Великой Отечественной войны три раза были удостоены этой награды чуть более тысячи человек…
Победу Николай Яковлевич встретил в Кёнигсберге, где он потом и служил вплоть до 1951 года. Здесь судьба свела его с фронтовой медсестрой Анной Трушниковой. Они поженились, а затем обосновались в городе Выборг. Николай Яковлевич работал начальником отдела кадров на крупном заводе, затем возглавлял Совет ветеранов. Анна Савельевна вела курсы кройки и шитья в одном из дворцов культуры. Сюда же в Выборг переехала и мама Николая Яковлевича. Жили большой и дружной семьёй. Вырастили двоих сыновей, разбили прекрасный сад, дождались внуков. Вместе отметили 45-летие Победы.
Уже после войны Николай Яковлевич как-то встретился с бывшим политруком своей части и тот в разговоре сказал, что командование не раз представляло его к званию Героя Советского Союза, однако получить его помешал тот факт, что он был из семьи так называемых кулаков. Расстроило ли это танкиста-героя? Вряд ли. Ведь воевал он вовсе не за награды и звания, а за Родину, за семью, за могилы своих не менее героических предков.
Надежда Лавритова