Интернет, сотовая связь – для мгновенного общения с людьми на дальних расстояниях… А широкие возможности свободного бизнеса чего стоят!
И неслучайно у многих, особенно молодых людей, возникает желание испытать и себя в счастье в короткое время стать богатым человеком.
Но, к сожалению, нередко жизнь убеждает и в обратном – в несостоятельности многих наших желаний. Какой путь следует избрать человеку, чтобы избежать разочарований? Об этом и другом, связанном с такой проблемой, наша сегодняшняя беседа с благочинным Агаповского благочиния настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери протоиереем Сергием Резеповым.
– Отец Сергий, не секрет, что большинству людей реально хочется быть успешными в жизни, а Священное Писание предостерегает о том, что и в этом кроется только суета и томление духа…
– Так оно и есть, ведь по Писанию так и сказано: кто любит серебро, тот не насытится, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. Как сказал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, это всё стрелы лукавого, стрелы искушений и соблазна, которые высвечивают ложные ориентиры в жизни, идя по которым, можно свалиться в пропасть. И немало тех, кто, действительно, сваливаются. В случае неудачи, которая всегда подстерегает на пути к обогащению любыми средствами, обычно прибегают к спиртному, чтобы заглушить настигшее разочарование, или наркотикам. То есть к состоянию, которое не открывает решение проблем, а только усугубляет их.
– Почему так происходит?
– Всё потому, что Бог сотворил человека правым, а люди, наделённые свободой, пустились во многие помыслы. Люди перестали бояться Бога. Но, как учит Писание и подтверждает жизнь, недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом. Особенно это стало проявляться в советское время, когда, казалось бы, безнаказанно рушились храмы, насаждалось безбожие. Но так только казалось. На самом деле безбожие привело к тяжелейшим последствиям, которые и в наше время не изжить никакими сверхъестественными технологиями и удивительными открытиями. Речь идёт о банальных счётах человека со своей жизнью. Мне, как священнику, известно, что это печальное явление нередко и в нашем районе, а по фактам случаев по стране стоит рядом с дорожными происшествиями, тогда как до революции подобный грех совершали единицы людей. Потому что у всех тогда был страх Божий не только за свою судьбу, но и за судьбу своих родственников. Ведь что для семьи может быть горше невосполнимой потери близкого человека?! Печальнее всего то, что родные люди никак не могут помочь такому бедолаге исправить его ошибку и облегчить его участь в загробном мире. Церковь не отпевает самоубийц.
– Какое тому объяснение?
– Самоубийство – это злодеяние, нарушающее Закон Божий. У человека нет права самостоятельного отрешения от священного дара Божия – дара жизни. Лишившие себя жизни – люди, которые противятся воле Божией. Как бы ни возмущал людей отказ священника совершить отпевание самоубийц, но люди должны знать, что Господь и в этом случае не нарушает воли человека, поэтому и Церковь не должна этого делать. Священники не отпевают не потому, что не хотят, а из-за того, что сам человек не пожелал этого. Люди не созданы для того, чтобы лишать себя жизни, мы живём для своего спасения. И жизнь набожных людей не имеет границ, так как она вечна. Господь даёт нам право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью. И из этих двух человек должен выбрать только одно. Другого не дано и быть не может по определению.
– Батюшка, что поможет понять это каждому человеку?
– Только искренняя вера в Бога. Человека и к духовной жизни призывает благодать Божия. Спросите, что для этого сделать? А вернее бы задаться вопросом, что для этого не следует делать. Ведь большую часть нашего времени и сил поглощают второстепенные дела, к тому же одно ненужное дело влечёт за собой два других и никчёмные заботы только увеличиваются. Почему современные христиане отличаются своей жизнью от первых христиан? Потому что первые христиане понимали, что истинное христианство – это постоянное самопожертвование. Теперь же мы забыли об этом. Вот ведь и крест на нашей груди – это клятва иметь жертвенную любовь к Господу и людям. Иметь жертвенную любовь к Господу – значит бороться со своими грехами, пагубными страстями, которые влекут в пропасть. Иметь жертвенную любовь к людям – это прощать. Священное Писание наставляет: «Носите бремена друг друга». А что делаем мы? Радуемся, когда кому-то плохо, печалимся, когда кому-то больше везёт, чем нам. Примеров тьма. Вот и в случае с отпеванием самоубийц многие идут наперекор запрету. Скрывая грех лишившего себя жизни, заказывают по нему отпевание или панихиду, ставят в храме свечи, не задумываясь о том, что, нарушая запрет, навлекают на себя и свою семью тяжёлые последствия. Молиться за лишивших себя жизни можно дома, и только дома, а Церковь в данном случае может совершать только «Чин утешения родственников». Но это может утешить только скорбящих, но ничем не поможет тому, кто самовольно покинул этот мир. И чтобы подобного не произошло ни в одной семье, надо дорожить не только своей жизнью, но и жизнью близких, всех окружающих людей, носить бремена друг друга.
Священное Писание наставляет и на этот счёт в том, что соблюдающий заповедь не испытает никакого зла, потому что в этом всё для человека, ибо всякое дело Бог приведёт на суд, в том числе и всё тайное, хорошо ли оно или худо.
Автор: Екатерина Поплева, катехизатор храма Владимирской иконы Божией Матери