Часто родители школьников, взвешивая в своих руках портфели, задают вопрос: «Ты, что, камни в нём носишь?». А пятиклассника Агаповской школы №1 Руслана Притулу мама давно не спрашивает, она точно знает, что мальчик уверенно ответит «Да».
Около трёх лет назад Руслан увлёкся геммологией – наукой о химическом составе и физических свойствах драгоценных и поделочных камней, технологиях их обработки и художественной ценности минералов и горных пород. Правда, тогда мальчик ещё не знал названия науки, ему просто нравились камни. Юный натуралист вспоминает, что никогда не мог пройти вдоль берега реки, не положив в карман какой-нибудь причудливый или сверкающий камешек. Он называет их своими друзьями и помнит, как познакомился с самым первым из них – это был один из видов красного гранита.
– Был я на башкирских горах и встретил там камень, который меня заинтересовал, – рассказывает Руслан. – Я узнал, как он там появился и из чего состоит. Сначала в учебнике нашёл его название, а уже на просторах интернета – всю информацию о нём. Мне стало так интересно! Мы ходим мимо различных камней и даже не подозреваем, какую историю они скрывают, из чего состоят и как они живут. Это очень интересно.
Юноша отмывает свои сокровища от грязи, просушивает, а потом изучает.
Намётанный за три года глаз юного исследователя теперь не обмануть. Он с лёгкостью отличит поддельные камни от настоящих и сердится, когда встречается с обманом.
– Был я в Каповой пещере, там меня попытались обмануть продавцы украшений из камня, – делится маленький геолог. – Меня заинтересовал янтарь, но вместо драгоценного камня мне пытались продать эпоксидку. К сожалению, я часто с этим сталкиваюсь.
Руслан может часами рассказывать о своих «каменных друзьях»: их месторождение, происхождение, полезные свойства, то, как они попали на место находки – всё это кажется парнишке очень увлекательным. Какой камень и как отмыть от грязи или глины – это важные для него тонкости. Оказывается, на то, чтобы привести в порядок находку, иногда требуется не один день, потому что это делается в несколько этапов и различными способами, которыми мальчик, кстати, охотно делится со всеми желающими. После тщательной обработки Руслан бережно складывает камни в контейнеры, которые вовсе не пылятся на стеллажах. Мальчик с удовольствием устраивает собственные уроки: будучи частым посетителем детской библиотеки, он приносит сюда тяжёлую коллекцию и знакомит других ребят и библиотекарей со своими «друзьями».
– Когда у Руслана появляется новая находка, он с таким восторгом о ней рассказывает! Он настолько тщательно изучает каждый экспонат, запоминает всё и рассказывает, что иногда складывается впечатление, что мы не пятиклассника слушаем, а энциклопедию читаем, – восхищается заведующая детским отделом агаповской библиотеки Роза Баландина.
И родные Руслана, и библиотекари гордятся им и стараются поддерживать, насколько это возможно: выезжают с ним в горы, посещают музеи камня. К слову, увлечение Руслана досталось ему по наследству: дедушка работает на баймакских карьерах геологом. Он тоже полностью поддерживает хобби внука и помогает пополнить коллекцию.
Сам же мальчик уже твёрдо определился, что пойдёт по стопам деда и станет геологом. Он уверен: его работа будет приносить пользу людям, а ему – радость.
Автор: Ольга Коркина