Инок Зосима дни Святой Четыредесятницы проводил в пустыне.
На 20-й день авва увидел обнажённую женщину с чёрным от солнечного зноя телом и выгоревшими волосами. Мария со слезами поведовала, как двенадцати лет она пришла в Александрию и более семнадцати лет распутничала. Но Промысл Божий привёл её на праздник Воздвижения Креста Господня в Иерусалим. Потрясённая чудом (невидимая сила не давала ей войти в храм), она осознала безмерную греховность своей жизни. Желая искупить перед Богом содеянное, Мария удалилась в Иорданскую пустыню, где в одиночестве провела 48 лет, по-прежнему считая себя худшей из людей.
Незадолго до кончины, Господь сподобил преподобную Марию повидаться с подвижником Зосимой, который преподал ей Святые Дары, а также поведал миру о еёподвигах, глубине раскаяния и чудесах, которыми засвидетельствовал Господь её святость.
«Отчего Мария Египетская не воротилась из Иерусалима в Египет, а ушла в пустыню заиорданскую, – спрашивает и поясняет для нас свт. Феофан Затворник? – Оттого, что прежде, чем дошла бы она до Египта, должна бы встретиться с прежними предметами и едва ли устояла бы против могущих произойти от того возбуждений греха, –так надобно поступать и всякому. Положив доброе намерение исправиться, надо отбросить всё прежнее и назначить себе новые порядки и правила. Этим порочные склонности и страсти стеснятся и положатся как бы под гнёт».
Вот и преподобный Иоанн Лествичник, память которого Церковь чествовала на прошлой седмице, назидает нас: «Тех мест, которые подают тебе случай к падениям, убегай как бича».
Мы, христиане двадцать первого века, вспоминая святую Марию Египетскую, можем от неё научиться многому, что нам нужно. Её житие – пример глубины греховного падения и высоты благодатного восстания, указание на то, что истинное покаяние и жизнь в Боге искупает самые тяжкие грехи и может возвести кающегося грешника к вершинам духовного совершенства.
Протоиерей Сергий Резепов, благочинный Агаповского благочиния, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери.