Семья – малая церковь

Недаром Русь называли святой! Образованный человек, хорошо знакомый с историей государства Российского, знает, что все эпохальные события, от которых зависела судьба страны, всегда были неразрывно связаны с Православием

Православие – это духовное основание, на котором в течение тысячелетия созидалось Российское государство, развивалась отечественная культура. Россия – страна, для которой духовность, доброта, благочестие являлись главным смыслом жизни, её стержнем.

Наша страна играет всё более значимую роль в современном мире. Основой её долгосрочного развития являются выработанные веками духовно нравственные ценности и идеалы: патриотизм, крепкая семья, трудолюбие, любовь к ближнему, честность и взаимопонимание. Важную роль в передаче этих ценностей молодому поколению, формировании образа жизни народа играет система образования и не только школьного, но и домашнего, семейного. Каким оно должно быть на современном этапе нашего общества, мы беседуем с иереем храма Владимирской иконы Божией Матери Вячеславом Шумиловым.

— Отец Вячеслав, семья – это не только оазис в пустыне мира, где человек получает отдых и отраду, но и мир, где радости смешаны со скорбями и искушениями. Христианская семья издревле названа «малой церковью». Это выражение актуально и сегодня?

— Для тех, кто не слышал об этом, уточню, что выражение «семья — малая церковь» дошло до нас с ранних веков христианства. Еще Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их «и домашнюю их церковь» (Рим. 16:4). Что же так роднит понятия церкви и семьи? Церковь — это объединение, единство людей в Боге. И христианскую семью важно понимать как «малую церковь», т. е. единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога.  Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь «малой церкви».

— Батюшка, но бытовые условия, общественная жизнь, государственный строй, господствующее направление мыслей часто кажутся несовместимыми с христианским пониманием жизни и роли семьи в ней… Да и в самой семье редко сейчас встретишь полное понимание между родителями. Часто нет общего согласия, общего понимания жизни и цели воспитания детей. Как тут говорить о семье как о «малой церкви»? Возможна ли она в наше время?

 — Семья даже в самые трудные времена — это «малая церковь», если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник её. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь один единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остаётся свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни. Конечно, ушли времена, когда можно было надеяться, что церковный быт, традиции народной жизни смогут воспитать в детях веру и благочестие. Не в наших силах воссоздать общий церковный уклад жизни. Но именно теперь на нас, верующих родителей, ложится обязанность воспитывать в наших детях личную, самостоятельную веру.

— Отец Вячеслав, возможно ли это в детском возрасте?

— Не надо усложнять проблему. У каждого из родителей в семье наверняка найдутся слова, чтобы объяснить чувство и понимание «святого», «святости» — святого предмета, крестика, иконы, храма, человека, святости всего божественного. Или быть для детей примером для подражания. Для этого многого не надо — просто не быть злым, любить и жалеть других. Объяснять, что во всем мире, природе, есть порядок, смысл, и все делается для чего-то. Все устроено волей Божией. Важно помочь ребёнку понять: не обязательно говорить о добре — надо быть добрым! Можно спрятать крестик или иконку, но нельзя над ними смеяться! Можно не говорить в школе о Христе, но важно стараться узнать о Нём как можно больше. Церковь знала периоды преследований, когда надо было скрывать веру, а иногда страдать за неё. Эти периоды были временами самого большого роста Церкви. Пусть эта мысль поможет нам в наших трудах по созиданию нашей семьи — малой церкви.

— Надо ли детям учить наизусть молитвы? Молитва – это беседа с Богом. Разве возможно связывать непосредственное движение души с заучиванием наизусть слов, и притом слов не всегда детям понятных?

— Как и всякое другое упражнение, заучивание детьми молитв должно быть им по силам — и умственным и духовным. Учить детей молитвам надо понемногу, объясняя прошение за прошением и вместе с ними читая всю молитву и молясь с ними, пока дети её не заучат.

— Батюшка, веками утверждено приносить родителям в православный храм младенцев и причащать их. С какого возраста следует объяснять детям важность Причащения?

 — Годам к 3-4-м можно и нужно объяснять детям смысл Таинства Причащения. Можно рассказывать им про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных, ласкал маленьких детей. По мере того как дети взрослеют, важно объяснять им не только евангельские события, с которыми связано Таинство Причащения, но и то, что оно означает для нас сегодня.

— Батюшка, общение с церковными людьми убеждает, что наряду с самой искренней и чистой верой в людях уживается чувство наивного суеверия. Люди стараются не здороваться через порог или пугаются, если черная кошка перебежит дорогу…  

— Христианство в России всегда было верой народной, а не только его интеллектуальной верхушки. Догматы веры облекались в образы народного художественного творчества. В этих перевоплощениях случались искажения веры, но часто народное творчество в своих сказках, преданиях и былинах действительно передавало представление о Боге в более доступной для народа форме, чем богословские. Но мы должны признать, что суеверия могут быть опасны, они сковывают нас духовно, когда заменяют суть веры внешними, бессмысленными приметами. И это особенно важно понимать нам, родителям, когда мы стремимся воспитать в наших детях сильную, крепкую, разумную веру. Вера исключает суеверия.

 —  Батюшка, не секрет, что в наше время вопрос о соблюдении постов чуть ли не на самом последнем месте в наших заботах о духовном развитии детей: дети наши и о вере ничего не знают, и христианской нравственности не понимают, не умеют молиться…  

— Церковь учит нас поститься, тренировать свои силы, время от времени отказываться от чего-нибудь, что нравится: вкусной еды или каких-нибудь удовольствий. Это и называется постом. В семейной жизни пост воспринимается детьми в первую очередь на примере родителей. Родители отказываются на время поста от курения или каких-либо увеселений. Дети замечают разницу в том, что едят за семейным столом. Если нет общего семейного уклада, то верующий отец или верующая мать могут поговорить с детьми о какой-нибудь форме личного, незаметного для других поста: отказаться на время поста от конфет или сладостей, ограничить время у телевизора. Пост заключается не только в небольших лишениях. Важно усилить молитву, чаще ходить в храм. Если дома есть Евангелие, читать его с детьми. Есть и некоторые домашние работы, которые связаны с постом: убрать и вычистить комнаты или дом перед праздниками, привести в порядок хозяйство, предоставив детям возможность участвовать в уборке.

— Батюшка, сейчас весь мир находится в обстановке смертельной угрозы от коронавируса. Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращением ко всем верующим на период карантина воздержаться от посещения храма и всей семьей горячо молиться дома о своем спасении, нашей страны и всего мира. Какие молитвы будут услышаны?

 — История нашего Отечества изобилует примерами того, когда общенародная  молитва к Богу и Пресвятой Богородице творила чудеса избавления от опасности. В современном обществе очевидно непонимание и равнодушие к силе молитвы. В каждой семье должны осознать, что христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером. Перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела. И главное в этом не слова молитвы, а то, чтобы свой ум направить так, чтобы он ни о чём постороннем не думал, и чтобы сердце желало помолиться и угодить Богу. Домашняя молитва угодна Богу, и каждый голос Он слышит, если человек молится искренне и с верой. Я тоже присоединяюсь к просьбе Святейшего Патриарха усилить в каждой семье домашнюю молитву во всеобщее наше спасение.