Со всех концов Палестины и многочисленной иудейской диаспоры богомольцы и паломники стекались в Иерусалим. Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифании, расположенном недалеко от Иерусалима, где накануне воскресил из мёртвых своего друга Лазаря. Слух о воскрешении Лазаря мгновенно облетел Иерусалим. Сердца людей сжимались от радостной надежды: быть может, Иисус из Назарета – долгожданный Мессия, который повергнет всех врагов к ногам Своим и даст свободу Израилю… Толпы народа встречали Его, держа в руках пальмовые ветви, приветствуя криками «осанна», что значит «спасение, радость, слава». Так считали люди. Вспоминая это событие, празднуя Вход Господень в Иерусалим, Церковь видит в нём шествие Господа для принесения Себя в жертву за грехи мира.
— В Православной Церкви последняя неделя жизни Иисуса Христа называется «Страстной Седмицей», — и беседу о ней мы ведём с иереем храма Владимирской иконы Божией Матери Вячеславом Шумиловым.
— О каждом дне этой седмицы говорится как о «великом и святом». Отец Вячеслав, почему эту Седмицу называют Страстной?
— С Великого Понедельника мы мысленно вступаем на крестный путь Христа.
— Великий пост к этому времени заканчивается, а как должны вести себя верующие в Страстную Седмицу?
— Именно в это время для христианина совершенно обязательно самоуглубление. Именно в это время чтение Евангелия вызывает в человеке желание исполнить завещание Иисуса Христа. Труд усиленной молитвы способен очистить и украсить душу, сделать её способной к принятию высших внушений. В первые три дня полагается перечитывать всех четырёх Евангелистов в напоминание того, что Господь сотворил, а мы своими грехами Его распинаем.
— Батюшка, то есть мы должны сопереживать Спасителю?..
— Именно так, ведь пережив при этом схватку с собственными греховными навыками, мы вкусим радость освобождения от них и сопричастности великому и славному Воскресению Христову.
— Батюшка, каждый день Страстной Седмицы заостряет внимание на событиях, которые вызывают особые размышления о жизни…
— Совершенно верно. Считаю необходимым напомнить об этих событиях. В Великий Понедельник вспоминается ветхозаветный целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что засохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода.
В Великий Вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и талантах.
Великая Среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы постимся в среду в течение всего года.
В Великий Четверг Церковь вспоминает установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечере. В этот день все православные причащаются святых Христовых Таин.
В Пятницу Страстной Седмицы Сам Господь принёс Себя в жертву за грех мира. Великая Пятница – самый скорбный день церковного года. Господь был распят на Кресте, установленном на горе Голгофе близ Иерусалима, вместе с двумя приговорёнными к такой же позорной смерти разбойниками. Пятница в течение всего года – день постный.
Великая Суббота – день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе. Именно в этот день Господь извёл из ада души праведников, освобождённые силой Его Крестных страданий.
— Батюшка, но давайте мысленно обратимся к моменту, когда как бушующее море, бесновалась толпа возле распятого на Кресте Христа, крича: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф. 27,40). Что сказал Христос с Креста и что значат его слова?
— «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23,34). Все верующие должны знать: это не просто слова, это – вечный завет нам, молитва за своих врагов, первая заповедь – любовь к врагам, которая определяет всю нашу вечную жизнь.