Николай Знаменский из Агаповки продолжает рассказывать о своих родственниках — участниках Великой Отечественной войны.
Из уголовного дела: «Фамилия – Знаменский, имя – Серафим, отчество – Васильевич. Дата рождения – 4 апреля 1910 года. Место рождения: Пензенская область, Чембарский район, с. Орлово. Последнее место службы: 2-я гвардейская артдивизия резерва главного командования. Воинское звание – военный врач 3 ранга, майор. Причина выбытия: осуждён по статье 58 – 10 части II УК на 8 лет лишения свободы с поражением в правах на три года. Призван Харьковским ОВК 22 июня 1941 года. Номер дела 537». Эти короткие строки из документов вмещают в себя очень многое. За ними успешная мирная жизнь с перспективами, резкие изломы и падения и такие же резкие взлёты и подъёмы.
Знаменский Серафим Васильевич родился в семье священника – протоиерея Василия Васильевича Знаменского. Его мать звали Любовь Михайловна. Сына отец-священник назвал в честь преподобного Серафима Саровского. И вся его дальнейшая жизнь так или иначе связана с Серафимом Саровским. Так, умер он в июле, когда были обретены мощи святого. Панихида в память о Серафиме Знаменском в Храме Всех Скорбящих Радость 1 августа 1995 года по новому стилю, когда православная церковь отмечает обретение мощей чудотворца преподобного Серафима Саровского.
Детство Серафима прошло у родственников в Нижнем Ломове: там он учился в школе, рано проявив хорошие способности к знаниям. В 1917 году отец Василий был признан неблагонадёжным и, предположительно, репрессирован. Семья, боясь дальнейших репрессий, перебралась в Харьков. В 1932 году Серафим Васильевич окончил техникум при Московском институте народного хозяйства им. Плеханова по специальности химик-органик. Работал в Харькове, Донбассе, Киеве. Поступил в Харьковский медицинский институт, который окончил с отличием и даже получил премию на конкурсе научных работ в Киеве. Красный диплом об окончании «меда» Серафим получил фактически на пороге военкомата – летом 1941-го – и сразу на фронт. Сначала он младший врач 7-го гвардейского тяжёлого пушечного полка, затем врач-хирург 3 ранга противотанкового истребительного полка. Участвовал в обороне Сталинграда, в Харьковской операции, в боях под Ворошиловградом. Бои за этот город были очень тяжёлые, мало кому удалось выжить в той огненной мясорубке.
Будучи выходцем из образованной семьи, он, как и многие в те годы, оказался в Норильлаге (Норильский исправительно-трудовой лагерь) из-за наветов сослуживцев. Однажды командир части попросил его, хорошо знающего немецкий язык, допросить пленного немецкого офицера. Свидетели того допроса были поражены знаниями Знаменского, который сумел расположить к себе немца и выудить из него все необходимые сведения. За тот допрос Серафим был отмечен воинским начальством. Но затем какой-то замполит настрочил на него донос, обвинив в дружеском общении с врагом и в предательстве. СМЕРШ при обыске обнаружил в вещах Знаменского томик стихов Гёте на немецком языке. Это стало главным вещественным доказательством вины хирурга. Так он и оказался в Норильске в лагере на руднике 3/6, где продолжил лечить, только теперь уже таких же заключённых, как и он сам. Хорошего врача быстро заметило лагерное начальство: ему предложили по совместительству работу в центральной больнице лагеря. Там Серафим Васильевич смог заняться исследовательской работой, начал писать научные работы о раке лёгких. В 1951 году он вышел на свободу. В 1956 году реабилитирован за недоказанностью, судимость с него сняли.
При полном отсутствии нормальных условий для работы Серафим Васильевич сумел организовать в Норильске при хирургическом отделении ЛПО первую на Таймыре патогистологическую лабораторию для исследования опухолей, что позволило врачам широко применять биопсию для ранней диагностики рака и выявления предраковых состояний, и 12 лет был её руководителем.
Именно Знаменский организовал первый в городе онкологический диспансер, где вёл приём больных как хирург-онколог. Большое внимание он уделял профилактике и добился значительного снижения раковых заболеваний у женщин. Уже в 1958 году он становится отличником здравоохранения, а в 1960-м – заслуженным врачом РСФСР. Серафим пишет научные труды, где аргументированно доказывает свою точку зрения, на практике применяет свои находки, защищает кандидатскую диссертацию. За заслуги перед городом и его жителями врача Знаменского удостоили статуса почётного гражданина города Норильск.
Из воспоминаний коллеги Серафима Знаменского Лидии Дулаевой: «Группа врачей поехала с экскурсией на Диксон. В руках у Серафима Васильевича был тяжёлый портфель. Он поставил его на стол и выложил из него книги. Экскурсоводов из Красноярска едва не хватил удар. Среди книг находился и дневник первого губернатора Красноярской губернии Степанова, изданный в 1836 году. Образовалась целая очередь желающих переписать из дневника интересные отрывки. А когда мы выяснили, что в 1835 году во всей губернии проживало 8 500 человек и на всё это население приходилось 144 питейных магазинов, все заспорили о пьянстве. Говорили о том, что нет силы воли у людей, нет культуры пития и прочее. Знаменский долго нас слушал, а потом рассказал о тонком механизме внутри человека, о том, что когда появляются своеобразные «ножницы» между тем, о чём мечтает человек и что его окружает, вот тогда человек начинает уходить от действительности в пьянство. Этот механизм срабатывает у людей очень тонкого внутреннего устройства… Среди книг Знаменского я нашла совсем тоненькую, написанную немецким монахом, которому исповедовался сам Наполеон. Мне запомнились последние слова исповеди Наполеона: «никогда не ходить войной на Россию». Странно, но никто не прислушался к его словам в Германии, хотя монах позволил себе придать огласке слова чужой исповеди, издав свою книгу».
В Норильске Серафим Васильевич организовал группу лаборантов по анализу крови и пропустил через неё весь никелевый завод, выявив группу риска из 800 человек. Врач Знаменский 48 лет проработал в системе здравоохранения Заполярья, которое волею случая стало его судьбой, и уехал из Норильска в родной Харьков лишь в 1991 году, отметив на севере 81-й день рождения. Долгие годы рядом с ним была его красавица жена Зайнаф Омаровна, которая также прошла Норильлаг. Вместе супруги воспитали двоих детей. Сын Василий в 14 лет был приглашён на учёбу в Новосибирский Академгородок. Сегодня он известный физик-ядерщик. Дочь Люба окончила исторический факультет МГУ и живёт в Краснодарском крае.
Брат моего отца Василий Ерастович Знаменский, живший в Магнитогорске, через родственников в Нижнем Ломове установил связь с Серафимом Васильевичем. В конце 60-х годов они регулярно переписывались. Дядя Вася часто читал мне письма родственника, но по молодости лет они меня не очень интересовали, потому что содержали много философских рассуждений. Об этом я сейчас горько сожалею. Часть писем даже какое-то время хранились у меня, но исчезли во тьме времён.