Коневодство в Челябинской области развито достаточно широко. Практически в каждом районе есть люди, которые содержат десятки голов. Агаповский район не является исключением. Интерес к коневодству проявляет и житель Наваринки Геннадий Авдеев.
– Я всегда любил лошадей. Меня с детства привлекали их грациозность, красота. Мне нравились спортивные лошади, – признаётся Геннадий Авдеев. – Разводить лошадей, именно спортивных, я начал с 1994 года. Первых своих коней приобрёл в Казахстане – там конный спорт сильно развит, постоянно устаивают байги (национальные скачки). На многих из них я бывал, смотрел, выбирал. А начинал с приобретения кустанайской породы лошадей – двухлетней кобылы с жеребцом и четырёхлетней кобылы-матки. Практически ничего не понимал в этом деле, помогали мне знакомые люди, которые уже много лет занимались разведением лошадей. Одна кобыла у меня была для потомства, другая участвовала в байге. Конечно, в самом начале было сложно, больше из-за незнания. Но с годами пришёл опыт работы с лошадьми, голов стало больше, мы начали участвовать в скачках, побеждать.
Геннадий Геннадьевич родился в Магнитогорске. А первые конюшни у начинающего фермера были в посёлке Утарка. Затем семья перебралась в Наваринку, где и осела. Построили большой дом, взяли в аренду земли под ипподром и строительство новой конюшни, закупили технику и начали разводить скакунов.
– Как-то обратился ко мне тогдашний председатель наровчатского совхоза Александр Домбаев с просьбой помочь открыть конноспортивную школу, – вспоминает мой собеседник. – Корпус там уже был готов, а мы своими силами отстроили служебные помещения, пригласили людей на работу, жокеев. Помнится, на торжественное открытие приезжал губернатор Пётр Сумин. Мы участвовали в скачках, побеждали, о нас уже знали за пределами области. К сожалению, школа недолго просуществовала: не хватало денег. Я пытался открыть новую школу, но пока не выходит, и тут много причин: нужны новые ставки, тренеры, жокеи. Нет поддержки со стороны властей, хотя нынешний глава района Байдавлет Тайбергенов был не против этой идеи. И, кстати, он уже не раз помогал нам в организации скачек, выделял средства на призы. Например, в Малиновке года три назад мы провели скачки на приз главы района. Сейчас наши лошади участвуют в скачках в Казахстане: там это активно практикуется. А открытие конноспортивной школы в районе – моя мечта. Может, когда-то она осуществится…
Сегодня в хозяйстве Геннадия Авдеева около ста лошадей, из них восемь маток и два жеребца-производителя.
– Один из них – по кличке Судан. Его родители – знаменитые Самара и Бэйлиол Бой. Отец скакал на московском ипподроме, достиг звания «Лошадь столетия». Сам Судан родился с небольшим дефектом – у него повреждена челюсть. Однако это не помешало ему достичь высот: он побеждал в Аргаяше на скачках, в Казахстане принимал участие в пяти гонках, выиграл три машины. К сожалению, повредил себе ногу и не может теперь скакать. Зато его дети теперь чемпионы.
В большой и тёплой конюшне животным комфортно. Кормят спортивных лошадей специальным кормом.
– Его мы покупаем в Краснодаре, где есть завод по производству мюсли. В них входят патока, мел, все дозировки кормов, ячмень, кукуруза и другие. Кормим сеном, которое заготавливаем на арендованном поле. Выращиваем ячмень, овёс, – раскрывает секреты хозяин животных.
Постоянный уход за лошадьми осуществляют четыре человека. Они убирают за ними, кормят, пасут.
– Все ответственные, порядочные, – признаёт Геннадий Геннадьевич. – Некоторые трудятся уже не первый год. К примеру, Марат Шунсалинов со мной уже 15 лет. Он местный, очень работящий.
Сожалеет фермер о том, что у нынешних детей и молодёжи нет интереса к лошадям.
– Было бы здорово, если бы школьники приезжали к нам на экскурсии. У нас можно пообщаться с животными, проехать верхом или в коляске. Местные дети приходят сюда с удовольствием. Вот, например, Мария Герасимова, с ранних лет пропадала на конном дворе, научилась запрягать лошадей, ездить верхом. Сейчас она уже студентка, но когда есть время, приходит к нам, помогает. Лошади любят её и ждут.
О лошадях Геннадий Авдеев может говорить бесконечно. К слову, в хозяйстве разводят и мясную породу, в основном башкирскую. А ещё здесь много коров, телят, поросят, овец. В планах – увеличить поголовье живности и приобрести новых скакунов.
И, конечно, Геннадий не оставляет надежды на открытие конноспортивной школы. По его словам, профессия жокея вполне востребованная и высокооплачиваемая. А самое главное – общение с этими умными и ласковыми животными приносит радость и удовольствие.