Мария Власова, учитель русского языка и литературы Наровчатской школы
Мы, учителя, часто говорим своим ученикам, что школа – это второй дом. Это метафора. А для нас, учителей-стажистов это на самом деле так, потому что в школе мы проводим столько времени, сколько порой не бываем дома.
Школа, в которой я когда-то училась, и школа, в которой я сейчас работаю, находятся в разных районах. Но школа – это не просто здание, это некая система, порой сложная и, может быть, не совсем идеальная, но по-своему прекрасная и неповторимая. Я хожу в школу не один десяток лет и уверяю вас, что люблю её! Люблю всех её «обитателей», ведь такой радостной и необыкновенной атмосферы не может быть больше нигде! Мой роман со Школой начался в 1 классе Сыртинской школы, когда моим первым учителем стала Пликус Людмила Михайловна – самая добрая, ласковая, умная, строгая, но справедливая. И мы все ходили в школу с огромной радостью. Может быть, именно она помогла мне выбрать профессию учителя.
Потом я влюбилась в школу снова, когда училась в 4 классе. Баранова Валентина Максимовна, моя тётя, учитель истории, много говорила мне об этой профессии. Я смотрела на неё с восхищением и мечтала стать такой же. Но тётя Валя неожиданно рано ушла из жизни. Мне, маленькой девочке, тогда казалось, что без неё учительницей я не стану.
Но время шло, и в моей жизни появились другие учителя. Нашим классным руководителем с 3 по 10 классы была Светалкина Людмила Борисовна. Я вспоминаю её с большим уважением. Интересный, умный человек, с которым всегда можно было поговорить на любую тему, спросить совета. Она старалась создавать такую атмосферу в классе, чтобы мы, её ученики, постоянно впитывали доброту, чуткость, внимание. На уроках литературы мы часто спорили о книгах, о героях, их поступках. В душу запали эти уроки литературы, и я решила стать учителем русского языка и литературы. Когда я пришла в свою школу работать, мои учителя учили меня быть учителем. Отмечали мои плюсы и деликатно советовали, как избежать ошибок. В моей жизни было много настоящих учителей, таких, кому хотелось подражать. Это учитель математики Семынина Вера Ильинична, учитель географии Павлова Любовь Алексеевна, учитель биологии Макарова Анна Петровна, учитель физкультуры Фролков Николай Михайлович, директор школы Онкель Светлана Александровна. Их уже нет в этой жизни, но я помню их уроки, наставления.
Есть выражение, что учитель – это не тот, кто учит тебя, а тот, у кого учишься ты. Мне кажется, что точнее и не скажешь.
Ведь, кроме учебных предметов, есть ещё и уроки жизни. И их уже просто так не зазубришь. Мне повезло, что моими учителями были Светалкина Людмила Борисовна, Адаева Нелли Александровна, Хоменкова Нина Николаевна, Макашева Марина Сергеевна, Серюкова Нелли Ивановна, Чихачёв Сергей Анатольевич. Каждый из них, кроме глубоких и прочных знаний, привил мне любовь к школе, учительской профессии, они воспитали во мне активную жизненную позицию, умение в любых ситуациях оставаться собой, радоваться каждому прожитому дню, гордиться своей страной и уважать её традиции.
Я 40 лет хожу в школу. В Наровчатской школе работаю с 1990 года. С огромной теплотой, с чувством глубокой благодарности вспоминаю Абрамкину Ольгу Анатольевну, которая была учителем моих детей, была для меня эталоном человечности, профессионализма, интеллигентности и женственности. Уже не работают в школе, находятся на заслуженном отдыхе Раиса Валентиновна Кочеткова, Лидия Гавриловна Александрова, Галина Анатольевна Фадеева, Лариса Петровна Зинурова, Татьяна Александровна Зайцева, Любовь Ивановна Кожевникова, Зинаида Ивановна Орёл, Лидия Николаевна Данченко, Ирина Николаевна Григорьева, Людмила Петровна Климова, Ирина Калистратовна Кошкина, Елизавета Михайловна Тюрина, Марьям Агзамовна Жамалетдина, Раиса Фёдоровна Асташова. За их плечами не просто копилка педагогических знаний, а человеческая мудрость, и они по-прежнему остаются в нашей большой и дружной учительской семье.
В школе работает трое учителей—победителей конкурса «Лучшие учителя России»: Наталья Витальевна Богатырёва, Инна Юрьевна Гостищева и я, Мария Викторовна Власова.
А сколько же могут учителя начальной школы! Научить писать и считать, читать наизусть стихи, лепить, шить, мастерить, а главное – из урока делать сказку. Их всегда можно увидеть в кругу детей, рассказывающими интересные истории, отвечающими на многочисленные вопросы. Юлия Николаевна Стрельникова, Наталья Сергеевна Миначёва, Оксана Наилевна Абдрахимова, Татьяна Николаевна Хилько, Ирина Владимировна Кисаева — учителя, чьи уроки для ребят являются интересными открытиями и увлекательными путешествиями.
Учитель… В это слово вложен огромный смысл. Открыть светлый путь к знаниям, воспитать человека – таким должен быть любой педагог, посвятивший свою жизнь детям. Именно такого мнения придерживаются учителя, проработавшие многие годы в нашей школе: Елена Ивановна Тоцкая, Валентина Васильевна Сержантова, Ирина Валерьевна Григорьева, Раиля Фаритовна Уразаева, Зульфия Мухтаровна Мухамадеева, Екатерина Петровна Дергунова, Мария Петровна Лукьянова, Павел Юрьевич Фадеев, Наталья Викторовна Кащенко, Ольга Леонидовна Бабикова. Сколько было первых и последних звонков, памятных, волнующих и грустных. И сегодня они шагают по знакомой дорожке в родную школу, в любимый класс, где ждут своих наставников мальчишки и девчонки – все такие разные, каждый со своим характером и темпераментом. А учителям нужно найти подход к каждому, и они находят его, потому что именно этим людям присущи и доброжелательность, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Есть в коллективе нашей школы и молодые учителя, которые с большой ответственностью относятся к проведению своих уроков, стремятся и достигают того, чтобы каждый урок носил глубоко обучающий характер. Наталья Анатольевна Рязанец, Ксения Юрьевна Трухина, Марина Анатольевна Кечина, Ксения Валерьевна Портнягина, Эльвира Шамилевна Джабарова, Дмитрий Владимирович Руденко стараются делать так, чтобы у учеников не было в глазах выражения равнодушия и скуки, поэтому каждый свой урок они тщательно продумывают, умело опираясь на любознательность детей. Социальный педагог Регина Эдуардовна Нурисламова выявляет нуждающихся в социальной помощи детей, взаимодействует во благо ребёнка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями. Весь коллектив с большим уважением относится к администрации нашей школы – директору Марине Владимировне Руденко, заместителю директора по УВР Ирине Борисовне Лыковой, заместителю директора по воспитательной работе Анастасии Викторовне Тюриной и заместителю директора по хозчасти Расиме Тагировне Гильмановой.
Люди нашего коллектива всегда сопереживают, помогают друг другу, поддерживают друг друга в трудную минуту и минуты радости. Каждый день жизни моих коллег – большой, напряжённый труд, постоянные поиски нового. Смотришь на них и удивляешься: откуда столько сил и энергии, откуда такое упорство? Ответ самый простой: источник неиссякаемых сил – в любви, в большой любви к детям, к своему делу, к жизни…
С гордостью могу сказать, что я – учитель. Каждый идёт своим путём. Мой путь имеет сердце! Если идешь с удовольствием, то это твоя дорога. И мне очень хочется открыть детям такой путь, по которому они шли бы с чувством удовлетворения и с гармонией в душе, реализуя свои желания и мечты.