С древних времён в середине Великого поста на центр храма износится Животворящий Крест для благоговейного поклонения.
По утверждению святых отцов, когда человек при поклонении Кресту с распятым Страдальцем видит, что претерпел ради него Иисус Христос, он укрепляется духом для дальнейшего прохождения постового подвига и свои личные болезни и страдания не вменяет ни во что.
«Страшен Крест Христов, – говорил в своё время архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – Но я люблю его – он родил для меня ни с чем не сравнимую радость Святой Пасхи. Но к этой радости я могу приблизиться только со своим крестом. Я должен добровольно взять свой, я должен полюбить его, признать себя вполне достойным его, как бы труден и тяжёл он ни был. Взять крест – это значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление, мученичество души ради исполнения евангельских истин. Это и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу».
Что значит крест свой называется и Крестом Христовым? Святитель Игнатий Брянчанинов на этот счёт утверждает: «Крест свой – скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека свои. Крест свой – постоянные благочестивые подвиги, они должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они свои. Крест свой – греховные недуги или страсти, которые у каждого человека свои. Крест Христов – учение Христово. Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжёл, если через последование Христу он не преобразится в Крест Христов. Терпеливое несение креста своего есть истинное покаяние…»
Вот почему в середине поста выносится и ставится Крест посреди храма. Вот почему каждый христианин носит крест на своей груди. Вот почему купола наших храмов украшают святые кресты. Вот почему Крест в ряду чести почитается самым первым после имени Спасителя и Матери Божией. Крест и Воскресение – они всегда рядом.
Протоиерей Сергий Резепов, благочинный Агаповского благочиния, настоятель храма владимирской иконы Божией Матери.