Ехали настоящие романтики и патриоты

Наша история | В этом году отмечается 50-летие Байкало-Амурской магистрали. Одна из самых грандиозных советских строек собрала энтузиастов со всех концов огромной страны

Жительница Агаповки Флюра Ерохина подделась своими воспоминаниями о БАМе.

В 1975 году по комсомольской путёвке, когда строительство БАМа было в самом разгаре, я отправилась туда в составе челябинского областного отряда. Нас провожали работники обкома комсомола. В отряде были четыре девушки, кондитеры по специальности, остальные – парни. 25 сентября мы приехали в Тынду, посёлок Тындинский (позже – Комсомольский). Кругом тайга, сопки – красота! А какой там воздух – до сих пор помню этот бодрящий воздух тайги!

Молодёжь на стройку ехала со всего Советского Союза. Добрые, весёлые, романтики!

Первое время жили в щитовом бараке. Потом нам выделили вагончик. Он отапливался калориферами, но электричества часто не было.

Работать по профессии сразу не было возможности. Поэтому мы трудились учётчицами по отсыпке скалой и гравием болот. Это необходимо было сделать для дальнейшей постройки объектов. На БАМе работала новейшая техника: немецкие «Магирусы» («Magirus»), бульдозеры «Комацу» («Komatsu»),«Катерпиллар» («Caterpillar») и другие.

Зима там суровая, нередко столбик термометра опускался ниже 45 градусов. Но мороз там воспринимался легче, ветров не было, как у нас на Урале. В такие дни рабочий день «активировали», то есть мы не работали.

Питались мы в столовой, вечерами в вагончике пили чай, чайником служила трёхлитровая банка. Часто устраивали танцы. Было весело. Царил «сухой закон», так что спиртное не употребляли. Нередко были и концерты: приезжали известные артисты – Кобзон, Дин Рид, разные ВИА. Снабжение было на высшем уровне!

Весной в Тынде – красота! На сопках цвёл багульник – это что-то! Рядом с посёлком текла горная река, очень холодная даже в жаркий летний день. Мы собирали бруснику, голубику.

Спустя три года я вышла замуж, родила сына Диму. В 1981 году по семейным обстоятельствам (папа остался один) вернулись в Агаповку. Те из наших друзей, кто остался там, получили квартиры в Тынде. Потом, конечно, мы с мужем жалели, что пришлось покинуть те замечательные места, ведь самые лучшие, светлые, счастливые годы мы прожили там! Почему? Потому что мы были молоды, там родился наш сын, там были очень хорошие люди – за пять лет жизни не было никаких плохих моментов. Туда приехали действительно настоящие романтики и патриоты. И это не громкие слова.

Сейчас многое изменилось. Но когда по телевизору показывают и рассказывают о БАМе, память возвращает меня туда… Так что БАМ в моём сердце навсегда!

 

Магистраль через крупные реки и хребты

Байка́ло-Аму́рская магистра́ль (БАМ), с 1985 года — Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола – железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток России. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.

Проект тихоокеанской железной дороги обсуждался ещё в конце XIX века, однако топографическая разведка местности началась в 1926 году. В 1932 году на строительство БАМа были брошены силы заключённых ГУЛАГа. После начала войны часть уже уложенных путей участка Бам — Тында в связи с нехваткой металла в стране по решению ГКО в январе 1942 года была разобрана и отправлена на нужды обороны (строительство Волжской рокады). В 1958 году был сдан участок Тайшет — Братск — Усть-Кут, и строительство приостановилось почти на 10 лет. После возобновления работ в 1974 году на стройку БАМа была привлечена молодёжь (комсомол). Западный и Центральный участки (от Тайшета до Тынды) сооружали гражданские строители, Восточный участок (от Тынды до Ванина) — железнодорожные войска. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северомуйский тоннель — был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году.

Железнодорожная магистраль, ставшая одним из самым дорогих инфраструктурных проектов в истории СССР, должна была помочь освоению природных богатств тех областей, по которым она была проложена, однако в силу ряда причин строительство большей части спроектированных промышленных комплексов на её протяжении не состоялось, хотя было построено большое количество населённых пунктов.

Трасса БАМа проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё на станции Тайшет, пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани. Большая часть магистрали проложена в зоне вечной мерзлоты. БАМ пересекает одиннадцать полноводных рек (Лена, Амур, Зея, Витим, Олёкма, Селемджа и Бурея и т.д.) и проходит через семь крупных горных хребтов (Байкальский, Северо-Муйский, Кодарский, Удоканский, Туранский, Дуссе-Алинь и Сихотэ-Алинь). Высшая точка пути — Муруринский перевал (1323 метра над уровнем моря). Магистраль проходит через более чем 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и посёлков. На трассе дороги пробито десять тоннелей: Коршуновский (950 м), Байкальский (6685 м), Мысовые тоннели (414 м, 1843 м, 1706 м, 1344 м), Северомуйский (15 343 м, самый протяжённый в России), Кодарский (1981 м), Дуссе-Алиньский (1852 м) и Кузнецовский (3890 м).

БАМ почти на 500 км короче Транссиба на участке от Тайшета до морского порта Ванино. Его стратегическим преимуществом перед Транссибом также является прохождение линии в глубине страны, на расстоянии 700-1000 км от государственной границы.