Округ вместо района: в чём смысл изменений

Прошли публичные слушания по вопросу преобразования Агаповского района в Агаповский округ

Зачем нужна это реформа, о плюсах и минусах, которые она несёт, мы говорим с главой Агаповского района Артёмом Яхимовичем.

Артём Викторович, областные СМИ уже давно пишут о реформе местного самоуправления, которая проводится в регионе по поручению губернатора Алексея Текслера. Переход нашего района в статус округа вопрос, как я понимаю, ближайшей перспективы. В чём суть такого преобразования?

– Давайте вспомним, как всё начиналось. Сначала (в 2003 году) государственная власть организовала муниципалитеты на уровне районов. Тогда это было логично и обоснованно. По большому счёту сменились вывески на административных зданиях. Но начало было положено. Были определены полномочия, утверждены основные принципы. Но всё же для простых граждан. Власть была сконцентрирована в административном центре района. В 2005 году произошёл переход на двухуровневую систему местного самоуправления. Муниципальные районы, образно говоря, «поделились» властью с поселениями. По экспертным оценкам, в России с переходом на двухуровневую модель местного самоуправленияпоявилось более 23 тысяч муниципальных образований, при этом 96% дотационные. В нашем районе было создано десять поселений. Каждое получило свои полномочия, свой бюджет, свои органы управления. Вроде бы всё хорошо, мы получили «власть в шаговой доступности». Но… Человек, придя в сельскую администрацию со своей проблемой или вопросом, зачастую слышал ответ: «Это не наши полномочия, обращайтесь в район» или «В местном бюджете нет денег на решение этого вопроса». А что это за власть, если она не имеет средств для выполнения своих полномочий? Поэтому неудивительно, что модернизация системы местного самоуправления по всей стране пошла в сторону укрупнения муниципалитетов. Считаю, что грядущие преобразования для Агаповского района – это способ ускорения социально-экономического развития территории и повышения уровня жизни населения.

– Какие новые возможности предлагает округ по сравнению с районом?

– При переходе в округ на территории образуется одноуровневая система власти одна окружная администрация и один представительный орган. Уходят в прошлое сельские Советы депутатов и местные администрации. Их место займут территориальные подразделения администрации Агаповского муниципального округа. Мы уже провели совещание с главами поселений и председателями Советов депутатов. Главам предложено возглавить эти территориальные подразделения. Статус руководителя территориального управления возрастает, его основные задачи координация работы на местах и система контроля за работой подрядчиков.

– Вы упомянули, что при переходе в округ в поселениях не станет местных администраций. Тогда как власть будет взаимодействовать с населением?

– Местное самоуправление не отдаляется от населения. Образованные на месте сельских администраций территориальные управления продолжат осуществлять выдачу всех документов и предоставлять все иные услуги, которые ранее предоставляла сельская администрация. Работать в территориальных управлениях будут сотрудники, которые ранее работали в администрацияхпоселений при условии, что они сами решили продолжить службу. Но у представителей власти на местах появляется больше времени для работы с жителями. А вопросов в каждом поселении очень много: благоустройство, уличное освещение, вывоз ТКО и так далее.

– Тогда в чём отличие территориального управления окружной администрации от сельской администрации?

– Самое важное отличие в том, что теперь не будет ситуации безответственности, когда, например, поселение перекладывало решение вопросов на районный уровень, а район просто не вправе в силу разграничения полномочий делать это за местную администрацию. Объединившись в муниципальный округ, мы консолидируем средства для решения актуальных местных вопросов. Более того, сможем это делать оперативнее.

Одна из главных целей преобразований не ликвидировать власть в поселениях, а усилить работу власти на местах за счёт снятия нагрузки, никак не связанной с реальным решением важных для людей вопросов, упрощения процессов управления, централизации ответственности в единых органах управления, обеспеченных большими ресурсами.

– Как изменения скажутся на жителях?

– Я хочу подчеркнуть, для жителей преобразование не потребует изменений в паспортах. Льготы, установленные для населения сельской местности, не утрачиваются, так как не меняется статус населённых пунктов. Переоформлять документы не потребуется: адрес, прописка, ИНН, СНИЛС, свидетельства о собственности и другие документы продолжат своё действие. При «переходе» из района в округ населённые пункты сохранят свои названия и границы. Кроме того, упростится процедура обращений в органы местного самоуправления: не будет необходимости уточнять принадлежность полномочий району или сельскому поселению.

– Не совсем понимаю, как эти преобразования смогут помочь более качественно выполнять полномочия района и сельских поселений. Ведь от того, что все бюджеты сельских поселений сложатся в одну копилку – бюджет округа, общая сумма не изменится…

Да, конечно, сразу после образования округа бюджет кратно не увеличится. Но у администрации муниципального округа появятся дополнительные механизмы для решения задач в рамках своих полномочий. Кроме того, участвовать в ряде программ софинансирования округ сможет лучше, чем маленькие поселения. Сегодня мы формируем проекты в рамках инициативного бюджетирования и программы комплексного развития сельских территорий. Мы знаем все потребности населения, все болевые точки и, учитывая пожелания жителей, создаём новые спортивные площадки, благоустраиваем территории и так далее. Это, так сказать, плановые вопросы. Кроме них, естественно, возникают и внеплановые обращения, которые мы видим и в соцсетях, и в личных обращениях граждан, которые обращаются для решения своего вопроса непосредственно в администрацию. А такая возможность всегда есть.

Конечно, ни одно преобразование не даст возможность в одночасье решить все имеющиеся проблемы. Но мы стремимся к тому, чтобы делать это эффективнее и приносить больше результатов.

– Что будет с людьми, которые сегодня работают в администрациях сельских поселений?

– В целом реформа не предусматривает какого-то масштабного сокращения. Скажу точнее: целью преобразования является не сокращение кадров, а сокращение непрофильной нагрузки для специалистов и затрат, которые зачастую просто не под силу поселковым администрациям. На месте администраций сельских поселений планируется создать территориальные представительства администрации муниципального округа, которые будут ведать делами «на местах». Их будущая структура, штат и объём полномочий нам предстоит утвердить с учётом особенностей нашего района.

– Расскажите коротко о том, как дальше будут развиваться события.

– Данная инициатива была рассмотрена на заседании Собрания депутатов и направлена в сельские поселения для рассмотрения и обсуждения на публичных слушаниях для последующего принятия решения. В случае принятия большинством территорий этой инициативы наш район получает возможность перейти к новой системе организации управления на территории. Вся реформа будет проходить в течение 2025 года, потому что она связана, в том числе, с реорганизацией бюджетного процесса, который должен упроститься с уходом поселенческого уровня бюджетной системы.

У нас сейчас 11 глав: глава района и 10 глав сельских поселений. В ходе преобразований, после принятия закона о статусе и границах муниципалитета останется только должность главы муниципального округа. Также не станет представительных органов – Советов депутатов всех десяти сельских поселений. Следует сказать, что в подавляющем большинстве Советов депутатов как раз в текущем году истекает срок депутатский полномочий. Вместо депутатов, входивших в составы Советов депутатов поселений, мы будем выбирать депутатов представительного органа Агаповского муниципального округа. Их, по законодательству, будет не менее 20.

Выборы это всегда траты бюджетных средств. Я правильно понимаю, что при преобразовании района в округ затрат на выборы будет меньше?

Как я уже отметил, если в текущем году провести выборы представительных органов поселений, то в случае преобразования в дальнейшей перспективе депутатские корпуса придётся распускать. Сейчас у нас 131 депутат районного и сельского уровней. Чтобы провести выборы в поселениях, из бюджета района мы тратим почти 10 миллионов рублей. Не лучше ли направить эти деньги на благоустройство общественных территорий или ремонты клубов?

Кстати, нужно отметить, что выборы в представительный орган преобразуемого муниципалитета финансируются из бюджета области, что тоже для нас является плюсом. Напомню, в 2025 году в единый день голосования на всей территории Челябинской области, в том числе и на нашей территории, пройдут выборы депутатов Законодательного Собрания региона, так что эти выборы будут проходить одновременно.

Иными словами, это не просто смена вывески. Это новая организация управления в интересах жителей: больше денег на решение социальных задач?

Да. Финансовый аспект очень значим: формируется общий бюджет на весь округ. Сократятся затраты на проведение выборов и содержание органов местного самоуправления. Отсутствие деления по уровням даёт возможность объединить бюджетные, административные и кадровые ресурсы, сделать шаг к более эффективной системе управления. У людей появится возможность активнее участвовать в процессе обустройства своих территорий – ведь концентрация и объём финансовых ресурсов повышается, а бюрократических звеньев становится меньше.

В Челябинской области в период с 2022 по 2024 годы в муниципальные округа преобразовано 4 из 27 муниципальных районов: Коркинский, Нязепетровский, Саткинский и Пластовский. В этом году целый ряд муниципалитетов начали процедуру преобразования в округи.

Елена Вашкевич