Зимняя рыбалка и выезд на машине на лёд – это опасно! Спасатели советуют

Специалисты государственной инспекции по маломерным судам предупреждают: если вы примете все необходимые меры безопасности, то несчастных случаев можно избежать!

Собираясь на рыбалку зимой, помните о мерах предосторожности.

Собираясь на рыбалку, всегда надо помнить, что лёд — это очень опасно. Он может проломиться, а внизу под вами толща ледяной воды. Соблюдая правила безопасности, вы оградите себя от неприятностей, напоминают сотрудники Центра ГИМС МЧС.

Наиболее опасными местами являются быстрое течение, родники, растительность, выступающая на поверхность, выход сточных вод, сброс снега с городских улиц. Не меньшей опасностью обладают запорошенные снегом майны. Если вы делаете большие майны, то надо оградить их или поставить около них предупреждающий знак: подумайте о других людях, пришедших после вас и для которых зимняя рыбалка на льду может закончиться трагически.

Другую опасность представляют полыньи, но, как правило, их можно заметить. Если увидели тёмные пятна, чуть припорошенные снегом, то это могут быть промоины или полыньи.

При рыбалке зимой в домике или палатке

Рыбача в палатке, помните, что обязательно должны быть проветриваемые окна, чтобы не угореть при использовании газовой или дровяной печки. Если используете обогрев, то надо обратить внимание на следующие моменты:

— от свечей, предназначенных для обогрева, может загореться леска;

— при использовании сухого горючего, газовых плит, и других обогревателей с открытым огнём длительное время, особенно в непроветриваемом домике или палатке, выделяется много вредных веществ, которыми можно отравиться и даже потерять сознание, такое нередко случается при ночевке;

— при установке в домике или палатке печи надо предусмотреть наличие трубы, которая будет выполнять функцию дымохода;

— приборы не должны перегреваться и стрелять искрами. Синтетические палатки могут моментально вспыхнуть от такой искры;

— палатка должна быть яркого светлого цвета — желтая или оранжевая. Ее хорошо будет заметно на снегу и позволит дольше использовать дневное освещение.

Выезд на лёд на машине опасен!

Практически ежегодно в нашей стране появляется информация о выезде автотранспорта на лед и, как следствие, провала людей и техники.

Даже если в целом на водоёме образовался устойчивый лёд, то при определённых условиях возможно появление опасных участков: трещин и промоин. Попадая на такие участки, автомобиль быстро уходит под воду и люди, находящиеся внутри, не всегда имеют возможности спастись.

Согласно «Правил охраны жизни людей на водных объектах в Челябинской области», утвержденных Постановлением областного правительства №479-П от 19 сентября 2012 года, выезд на лед транспортных средств (в том числе мотоциклов, снегоходов, гужевых повозок и других транспортных средств) на льду запрещен! За нарушение правил наступает административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере до 2 тысяч рублей; на должностных лиц до 15 тысяч рублей; на юридических лиц до 100 тысяч рублей!

Ежегодно в России сотни автомобилей уходят под воду — большинство тонет во время зимней рыбалки. В такой ситуации чаще всего приходится рассчитывать только на своё здравомыслие и хладнокровие, но для утопающих есть несколько общих советов.

Если вы провалились под лёд

Бывалые советуют держать дверь автомобиля чуть приоткрытой во время поездки по льду. Дело в том, что машина редко проваливается вся разом. Скорее всего, лёд проломится под одной из осей — и у вас будет немного времени, чтобы покинуть салон, не встречая сопротивления воды. Однако дверь может оказаться заблокированной. Кроме того, велик риск, что бурный приток воды через проём не даст вам выбраться наружу. В таком случае немедля выбирайтесь через боковое окно: обычная легковушка продержится на плаву десяток – другой секунд, медленно наклоняясь в сторону двигателя. На этот случай неплохо держать в салоне молоток — разбить стекло, если подъёмник заклинит.

Вы тонете

Случилось худшее, вы упустили время или просто не повезло — машина сильно накренилась и стремительно набирает воду, а двери намертво заблокированы. Шанс на спасение сохраняется, главное — не паниковать! Прежде всего, стоит держать в голове то, что дверь не откроется до тех пор, пока давление не уравновесится, то есть пока салон не заполнится водой. За это время нужно успеть скинуть куртку, которая станет смертельно тяжёлой, когда намокнет. Также помните, что чем больше в салоне воды, тем быстрее тонет машина, так что нужно точно рассчитать время для вдоха.

Другой вариант спасения предполагает, что вы не будете ожидать заполнения салона водой, тем более что тонущую машину постепенно сносит течением от спасительной полыньи, а разобьёте боковое стекло. Это может оказаться непросто без инструмента. Из подручных средств подойдёт металлическая ножка съёмного подголовника. Другой рукой при этом нужно крепко держаться за руль, так как мощный поток воды способен смыть вас вглубь салона и дезориентировать. Не заблудиться в темноте подо льдом важнее всего: пузырьки воздуха укажут вам, где верх, а открытая полынья будет выглядеть самым светлым пятном.

Спасение

Отыскать полынью и поднять голову над водой — само по себе чудо, но радоваться рано. Хотя плавающий в ледяной воде человек может не чувствовать холода из-за выброса адреналина, его время ограничено несколькими минутами. Необходимо срочно выбраться на лёд, что может оказаться непросто. Чтобы вылезти из воды, нужно опереться о кромку локтями и «лягушечьим» движением ног (словно вы плаваете брассом) вытолкнуть себя как можно дальше.

Затем вытяните руки и протащите себя вперёд, стараясь не толкаться ногами, чтобы не подломить кромку льда. Проползя пару метров по-пластунски, можно осторожно встать, однако лучше держаться низкой позиции (идти и бежать нагнувшись), так как работа вестибулярного аппарата может быть нарушена. Уходить следует по следу своего автомобиля — лёд там точно прочный. В мороз человек в промокшей одежде замерзает очень быстро, так что следует бежать в направлении жилья или хотя бы автомобильной дороги.