
9 февраля церковь евангельской притчей отмечает неделю о мытаре и фарисее, как первую, в ряду подготовительных седмиц к Великому посту. С 10 по 16 февраля — сплошная седмица: в течение которой, включая среду и пятницу, поста нет.
О чем эта притча? О том, как два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (сборщик налогов). Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, — грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!»
Сердцеведец Господь заключил притчу следующими словами: Глаголю вам, яко сниде сей (мытарь) оправдан…паче онаго (фарисея): яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лк. 18:14).
Возникает вопрос: по какой причине Святая Церковь положила чтение Евангельской притчи о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14) перед вступлением в поприще Великого поста? Святые отцы назидают, что притча о мытаре и фарисее дает нам пример покаянной мольбы мытаря, осознавшего свои грехи и взывающего к Богу: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» и фарисея, пришедшего к Богу с гордо поднятой головой и похваляющегося своими добродетялями. На их примере Церковь учит нас, что первое условие для добродетелей — это смирение и покаяние, а препятствием для них служит гордость. И молитва, и пост спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением. «Молиться нужно, как наставляет нас архиепископ Аверкий (Таушев), — со смирением, с сердечным сокрушением о своих грехах. Молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешнику» как образцовая вошла во всеобщее употребление».
Протоиерей Сергий Резепов, благочинный Агаповского благочиния, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери