
Почему Церковь призывает нас к размышлению об изгнании Адама из рая? Коротко об этом не скажешь.
Адам — не просто творение Божие. Господь дал Адаму величайшее достоинство — образ и подобие Божие и свободную волю в выборе добра и зла. Затем Господь сотворил Еву. Господь поселил Адама в раю. Святые отцы говорят, что Адам был в раю, но и рай был в самом Адаме: это благодать Духа Святаго. Адам был чист, однако не совершенен. Он должен был постепенно совершенствовать себя в любви к Богу через некие испытания, которые посылал ему Господь.
В раю росло два дерева: древо познания добра и зла, к которому человек не должен был прикасаться, и древо жизни, даровавшее человеку бессмертие. Библия повествует о беседе людей с демонскими силами, явившимися в Эдем в виде змея. Змей уверяет людей, что вкусив плод с дерева познания добра и зла, они тотчас сами соделаются как боги, будут равны Богу, будут свободными владыками собственного бытия.
Не устояли перед этим соблазном наши праотцы, и нарушился союз человека с Богом. И любовь к Богу сменили чувственные страсти. Любовь к Богу исчезла. Внутренний рай в душе Адама исчез. Он был испепелен грехом. Пребывание в раю, в Эдеме, было бы теперь для Адама не только бессмысленно, но и мучительно: здесь в новом своем состоянии он мог дойти до демоноподобной ненависти к Богу. И поэтому Господь изгоняет его из рая.
Адам был изгнан из рая, началась его земная жизнь, полная скорбей. Многие сетуют: «Согрешил Адам, но почему мы должны нести наказание за него?» Мы несем наказание за него, но не должны забывать, что вместе с наказанием мы наследуем и великое благословение, дарованное Адаму — это образ и подобие Божии, обетование вечной жизни. Если Адам потерял Эдем, то нам Господь даровал Небесное Царствие. Если Адам был образом и подобием Божием, то теперь сам Христос принял облик человека и тем человеческое естество вознес выше ангельского. Через воплощение Христа Спасителя мы приобрели право именоваться сынами Божиими — по благодати.
Прощеное воскресенье
Последнее воскресенье перед началом Великого поста, в этом году 2 марта, именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или «прощёным воскресеньем».
С 3 марта, дорогие братья и сестры, мы вступаем в великий подвиг святого поста.
Как лучше всего начать этот подвиг? Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния Евангельской заповедью о примирении со всеми братиями нашими во Христе Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, — говорит Сам Господь, — а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15).
Некоторые считают: «Если я попрошу прощения, то это будет проявлением слабохарактерности, малодушия». Это неправда. Для того, чтобы попросить прощения, необходимо большое мужество, и сама просьба эта будет победой над гордыней. Чем большую несправедливость и обиду вы простите, тем большую благодать и награду получите от Бога.
В этот день в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. В нашем храме чин прощения состоится после Божественной литургии (начало Литургии в 8-30 часов).
Сергий Резепов, благочинный Агаповского благочиния, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери