Когда в середине 60-х годов прошлого века в семье Риммы и Николая Бочкарёвых родился сын, супруги решили назвать его Алексеем. Может быть, этот факт, ведь в переводе с греческого это имя означает «защитник», а может быть, фильм «Офицеры», который он не уставал пересматривать, предначертали его судьбу – быть защитником.
Получив повестку явиться в военкомат, Алексей обрадовался: отслужу два года и вернусь…
– В армию я шёл с огромным желанием, – вспоминает Алексей Николаевич. – В наше время ребят, которые не служили, считали как бы неполноценными, их и девчонки стороной обходили. Каждый из моих друзей, одноклассников считал, что отдать долг Родине – это святой долг каждого мужчины, как ни высокопарно это звучит…
Алексея направили в «учебку», где готовили будущих сержантов. Подъём в 7 утра, бег, стрельба, физическая подготовка, краткий отдых после обеда – и всё сначала. Так прошло полгода.
В один из осенних дней в учебный центр приехал высокопоставленный военный и попросил выйти из строя парней, желающих отправиться выполнять интернациональный долг в республике Афганистан. Одним из них был и Алексей Бочкарёв.
– Нас посадили в вертолёты, и спустя несколько часов высадили где-то в 30-ти километрах от афганско-пакистанской границы, – вспоминает Бочкарёв. – Кругом степь, пустота. Пока ставили палатки, уже стемнело…
В ту ночь наши ребята не сомкнули глаз: боевики пощекотали им нервы – устроили перестрелку. Хотя потом были ночи гораздо опаснее, эта первая на всю жизнь запомнилась ему.
– Пожалуй, только тогда я в полной мере понял, что попал на самую настоящую войну, – говорит Алексей Бочкарёв. – На войну, где или ты убиваешь, или тебя…
Задача отряда заключалась в том, чтобы не дать боевикам провести по караванным путям оружие и наркотики. Для этого приходилось уходить за 15-20 километров в горы, ждать неделями, ночуя на земле, подложив руку под голову вместо подушки. Особенно тяжело было советским солдатам привыкнуть к климатическим особенностям: сырости, ветру и нетающему, режущему глаза, ослепительной белизны снегу, при температуре за 20 тепла.
– Боевые стычки происходили очень часто, – вспоминает Алексей Николаевич. – Бывало, что отступали, неся потери, но чаще побеждали… Нелегко давались эти победы. Погибали друзья, командиры. Те же, кому везло, возвращались живыми и невредимыми, отсыпались, шли в баньку – и всё повторялось по новой. Раз в неделю к спецотряду прилетал вертолёт. Вместе с продуктами, боеприпасами сбрасывались и письма от родных и любимых. И эти бумажные конверты, по признанию Алексея Николаевича, были для солдат самым дорогим подарком.
В ответ они писали о том, что у них всё хорошо, что ждут не дождутся возвращения домой, строили планы, признавались в любви. О том, где находятся, разумеется, не упоминали – не разрешалось. На обратном адресе писали данные одной из мирных пограничных застав.
И всё же мама Алексея Римма Сергеевна, получая письма, интуитивно чувствовала, что не всё так хорошо и спокойно у сына, как он пишет. Порой она даже сама себе удивлялась: отчего так тревожно на душе? Причину узнала, лишь когда Алексей уже возвращался домой.
– После вывода нашу группу разместили в одной из военных частей и дали время отдохнуть, набраться сил. Там я случайно встретил земляка. Вернувшись домой раньше, передал через знакомых: пусть, дескать, не волнуются – возвращается сын с Афгана.
Через две недели после демобилизации Алексей вернулся на Магнитогорскую птицефабрику, где и до армии год отработал водителем. Однако вскоре его пригласили на работу в районный отдел милиции. «В армии защищал наш народ от внешних врагов, а здесь будешь своих земляков от различных преступных элементов защищать», – сказал ему начальник РОВД Владимир Постельников.
Алексей согласился и поступил учиться в Елабужскую среднюю школу милиции, а после её окончания стал трудиться в уголовном розыске. Затем стал участковым, а спустя несколько лет возглавил службу участковых инспекторов РОВД по Агаповскому району.
Дежурства, вызовы в любое время дня и ночи, бесконечные выезды на место происшествия – это лишь малая толика специфики профессии защитника правопорядка, но Алексею Николаевичу она пришлась по душе.
– Почему? – переспрашивает он на мой вопрос и, чуть помолчав, отвечает: – Защищая честных людей от ворья и прочих преступников, восстанавливая справедливость законным путём, я всегда испытывал чувство удовлетворённости. Конечно, не всё получалось так, как хотелось бы, но нашей вины в этом, как правило, не было.
В 2014 году он, прослужив в системе МВД почти четверть века, в звании майора полиции вышел в отставку. Появилось больше свободного времени. Сейчас он с удовольствием проводит время с внуками, которые с огромной радостью время от времени примеряют его парадный китель, где среди наград есть и боевые: афганские и мирные, полученные уже в годы работы в ОВД.
Одна из них – орден «За личное мужество», проявленное Алексеем Бочкарёвым при задержании опасного преступника.
Сам Алексей Николаевич вспоминать эту историю не любит: тяжело, признаётся. Всё произошло в конце лета 1991 года. Сотрудники РОВД прибыли на место происшествия в один из частных домов по улице Центральной села Аблязово. Увиденное потрясло даже видавших виды оперативников. В комнатах находились тела четверых детей и две женщины. Пытаясь замести следы, преступник пытался устроить пожар, но ему не удалось этого сделать. Предполагаемого убийцу вычислить удалось быстро. Кто-то из жителей села рассказал, что видел, как он шёл по полевой дороге в соседнее село. Милиционеры, разделившись на две группы, принялись прочёсывать местность. Алексей Николаевич заметил на берегу реки дым от костра и, увидев сидящего там мужчину, попросил показать документы. В ответ тот достал нож.
– Когда я сделал предупредительный выстрел в воздух и предложил сдаться, неизвестный пустился бежать. Было понятно, что он надеется скрыться в кустах. Пришлось стрелять в ногу, – вспоминает Алексей Николаевич. – Услышав выстрелы, на звук прибежали товарищи, скрутили его. Позже мы узнали, что он уже был судим за тяжкое преступление и, понимая, что ему грозит за содеянное, сдаваться не собирался.
Узнав, что злодей задержан по горячим следам, жители села облегчённо вздохнули. А оперативники на следующий день вновь отправились на место задержания.
Преступник выбросил в воду нож, и им нужно было найти его, чтобы доказать, что оружие Бочкарёв применил правомерно. Пришлось друзьям понырять в холодной воде, но улика была найдена. Справедливость восторжествовала. Впрочем, разве может быть иначе, если закон и справедливость защищают такие солдаты правопорядка, как Алексей Бочкарёв.