Боевое крещение получил под Старой Руссой

Пермяков Андрей Тихонович из Агаповки неоднократно удостаивался боевых наград

Мой папа Пермяков Андрей Тихонович родился в 1913 году. На фронт он был призван из села Кидыш Уйского района в возрасте 28 лет.

По распределению папа был направлен в горд Старая Русса в Новгородской области, где и принял боевое крещение. Свой первый бой он запомнил очень хорошо. По приказу командира роты отец занял место на наблюдательном пункте – на ветвях раскидистой сосны. Ему предстояло уточнить расположение немецких позиций. Вдруг рядом ухнуло.

Два снаряда пролетели над головой и разорвались за спиной солдата, а третий, как пилой, срезал сосну. Он упал. Когда очнулся, началась бомбёжка.

Вместе со своими боевыми товарищами перебрался через реку Ловать. Закрепившись на противоположном берегу и выждав благоприятный момент, солдаты решили атаковать немецкие позиции. Вскоре немцы были выбиты из-под Старой Руссы. Здесь же под Старой Руссой отец получил первое ранение. Осколками снаряда ему буквально вырвало куски мяса из ног выше колена. На мой детский наивный вопрос, чем обезболивали, папа ответил: «Врач зашивал на живую, дал выпить залпом сто граммов водки и сказал: «Терпи, Пермяков…» И он терпел.

Это только один эпизод из фронтовой жизни солдата Пермякова. После было немало боёв.

Он освобождал Северный Кавказ, Ленинград, Сталинград. Под Сталинградом получил первое тяжёлое ранение: осколок попал в лёгкое. Он так там и остался.

Много лет спустя рана открылась, изо рта пошла кровь. Мы, дети, очень испугались. Вызвали «скорую», спасибо врачам – спасли. И тогда врачи полгода выхаживали его в госпитале.

После выздоровления папа попал на передовую под Ленинград. К моменту его прибытия на место блокаду уже сняли, предстояли тяжёлые бои с немцами.

«Мы вышли в район Нарвы. Немцы с неохотой оставляли свои позиции, в некоторых местах оказывали отчаянное сопротивление, – рассказывал отец. – И вот очередная танковая атака, я командовал отделением. Задача у нас была одна – как можно дальше отогнать врага от города. Из противотанковых ружей подбили два танка. Много в том бою полегло наших товарищей, но немцы в итоге отступили…» Было видно, что воспоминания давались отцу нелегко.

Здесь же под Ленинградом был и последний бой моего отца. Рассказывать о нём ему было особенно тяжело:

«Перед нами поставили задачу уничтожить огневую точку фашистов. Приказ был выполнен, мы возвращались назад. Я шёл впереди. Мы не смогли заметить вторую огневую точку фашистов: так старательно она была скрыта. Немец успел кинуть гранату почти мне под ноги…» Раны были тяжелые, залечивались трудно, отец лишился глаза.

Радостную весть о Победе он встретил уже дома.

Вернувшись к мирной жизни, папа поступил в Московскую Тимирязевскую академию (по специальности агрохимия), которую с отличием окончил. В 1958 году приехал в совхоз «Агаповский», стал работать агрономом первого отделения (п. Гумбейка), затем управляющим.

С раннего утра пропадал он на работе: сначала на лошади, а позже на машине объезжал поля, искренне радовался хорошему урожаю. Часто он брал нас, дочерей, с собой, и мы видели, как много у него было забот.

Выходных у отца практически не было. Но вот на парад 1 и 9 мая он ходил всегда. Помню, как я, будучи маленькой, наблюдала за тем, как, сделав зарядку и выпив чаю, он тщательно собирается на праздник: бреется, достаёт свой парадный пиджак, на котором поблёскивают боевые награды – орден Отечественной войны первой степени, медали «За оборону Кавказа», «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы».

В мирное время за многолетний добросовестный труд к ним добавилась ещё одна высокая награда – орден Трудового Красного Знамени.

Папы не стало в 1992 году. Мы помним и чтим его память. Низкий поклон всем героям Великой Отечественной войны и спасибо за мирное небо!

Памятник советскому солдату в городе Старая Русса.

Наталья Касаткина, с. Агаповка.

Для захвата Кавказа и Закавказья по плану «Эдельвейс» фашистское командование бросило группу армий «А» из 167 тысяч солдат и офицеров, 1130 танков, более 4500 орудий и миномётов, до 1000 самолётов. Им противостояли советские войска численностью 112 тысяч человек, значительно уступающие противнику в вооружении. Тем не менее, защитники Кавказа вскоре остановили немецко-фашистские войска на всех направлениях. Оборона Кавказа длилась до октября 1943 года.

Для награждения защитников Указом Президиума ВС СССР от 1 мая 1944 г была учреждена медаль «За оборону Кавказа». Военнослужащим-участникам обороны Кавказа медаль вручалась командирами войсковых частей, соединений и начальниками учреждений на основании отданных им приказов. В общей сложности медалью«За оборону Кавказа» было награждено около 870 тысяч человек.