В преддверии празднования 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в редакцию пришло немало писем от жителей района с воспоминаниями о своих героических предках: отцах, дедах и прадедах, отстоявших нашу страну в Великой Отечественной войне.
Владимир Елистратов принёс воспоминания своего отца Валентина Михайловича Елистратова, сохранившиеся в семейном архиве. Вот как бывший сержант воздушно-десантных войск, награждённый медалями «За отвагу», «За взятие Вены», «За победу над фашистской Германией» и другими, в 2010 году рассказывал школьникам о своём детстве и фронтовых буднях:
«Жили мы в Сибири, в Абакане. В семье было трое детей: я с 1925 года, брат Евгений с 1927-го, сестра Зоя с 1929-го. Я окончил там семь классов неполной средней школы. В 1940 году переехали на Урал, мать была с Верхнеуральска. Стали жить в Магнитном совхозе. В Красную Армию меня призвали 3 января 1943 года. Был направлен во 2-е Тюменское пехотное училище. Там готовили младших командиров. В роте были и сорокалетние, и совсем молодые, как я. Строго очень было. За опоздание в строй – наряд вне очереди. Однажды по тревоге ночью подняли – и на станцию. Там товарняк стоял, погрузились в вагоны и повезли нас под Москву. Попали мы в город Киржач Владимирской области. Нас определили в Воздушно-десантные войска в 14-ю отдельную воздушно-десантную бригаду, в разведроту.
В июне 1943 года прибыло пополнение, в котором находился и Иван Алексеевич Зайцев (как выяснилось позднее, мой земляк с Агаповского района). Он был в первом отделении, а я – в третьем. Здесь, в Киржаче, до сентября 1944 года нас обучали: десять прыжков надо было с аэростата сделать, с высоты 600 метров. Тогда были «принудительные» парашюты, которые сами раскрывались без вмешательства десантника. Трудно приходилось…. В сентябре 1944 года перебросили в Белоруссию, село Лапичи. Любое задание Иван выполнял на «отлично». По характеру был молчаливый, спокойный, исполнительный.
В октябре 1944-го нас повезли на Варшаву. Советский Союз уже освободили, мы помогали полякам. Затем поехали на Яссы, в сторону Румынии, а оттуда на Будапешт, в город Папа. Вместе с Иваном Зайцевым прослужили до марта 1945 года.
23 марта меня ранило в руку. Помню, командир отделения Молодцов выставил головной дозор. Разведгруппа – впереди, два взвода – сзади. Лес негустой, местность хорошо просматривается. Врага заметили сразу. Начался бой. Нашего командира снайпер застрелил. Бойцы – к нему. А у меня автомат отказал. Я подобрал автомат убитого командира и догнал товарищей. Второй номер, пулемётчик Векшин, прицелился и сбил фашиста.
Вдруг я почувствовал себя нехорошо. Гляжу: а правая рука-то в крови. Старшина – медбрат, перевязал и направил в госпиталь. Добирался до него, конвоируя пленного эсэсовца-чеха, раненного в живот. В штаб надо было его доставить.
Вот тут мы и расстались с Иваном …
Километра три прошли с чехом, измучились оба. Шли-шли, темно, а госпиталя нет. Лес только. Видно, заблудились. Попались две артиллерийские части, солдаты предлагали расстрелять пленного, не тащиться с ним в ночь. Я возражал: приказ был доставить его в штаб. Прошли ещё километра два. Смотрю – просека. Поднялись на гору, а внизу – село. И не известно, кто там. Вдруг слышу русскую речь. Вот так доставил по назначению «языка».
Сижу в госпитале, смотрю: чеха привели. Ему помощь оказали: перевязали рану. Он подошёл ко мне: «Камрад, камрад…», – и руку к груди прижимает. Это он благодарит за то, что живым остался.
В госпитале пробыл недолго: у меня оказалось лёгкое ранение руки. Подлечили и выписали 6 мая 1945 года. А тут и война закончилась…
Встретились с Иваном Алексеевичем через 33 года, в 1978 году. В Агаповке состоялось торжество, посвящённое 30-летию Победы. Была встреча фронтовиков, потом концерт в клубе. Наши места в зале оказались рядом. В этот же день дома достал фронтовые фотографии. На одной из них среди десантников взвода и мы с ним. А на обороте, чтоб не забыть, указаны фамилии. В1980-м я приезжал к нему в Янгельку. Вот копию этой фотографии сделал. На память о войне, о нашей молодости.
Стали звонить друг другу – было что вспомнить. Встречались в Агаповке на День Победы. В 1983 году вместе с Иваном ездили в Москву на встречу с нашими десантниками 345-го полка 105-й дивизии 38-го корпуса. Встреча проходила на ВДНХ. Многих ветеранов уже в живых нет, но на память остаются фотографии, сделанные в Москве…»
– О смерти друга отец узнал из газеты «Звезда», – вспоминает Владимир Валентинович. – Для нашей семьи 9 мая – особенный день. Мы соберёмся семьёй за столом и помянем всех фронтовиков, кого нет с нами…