Фарамраз Мусалямов – интересный человек, приятный собеседник, музыкант по призванию, работает директором Агаповской детской школы искусств уже много лет. Как и у всякого человека, есть у него другая сторона, о которой не все догадываются. А увлечение, помимо музыкой, действительно необычное: он рыбак, да не простой рыбак, а подводный охотник.
Шестая модель «Жигулей», за рулём которых сидит сам охотник, через 10 минут езды выруливает на просёлочную дорогу, ведущую к реке Урал.
– Приехали, выгружаемся! – слышу голос водителя, который уже открывает багажник автомобиля и начинает доставать охотничьи принадлежности: гидрокостюм, маску, гарпун, пневматическую винтовку. Во время подготовки к погружению я успел задать Фарамразу Мусалямову несколько вопросов.
– Что для вас подводная охота?
– Это образ жизни. Это и семейная традиция. Отец научил меня и братьев моих – они тоже все подводные охотники. Жду лета с большим нетерпением и выезжаю на охоту на реки и озёра почти через день. Вообще, это достаточно опасный вид занятия. Его многие называют спортом, но для меня это увлечение. Когда я плыву под водой, и передо мной открывается невероятная сторона подводного мира, когда я стреляю сома, щуку или другую рыбу, то, не поверите, чувствую себя, как в раю.
Профессионально заниматься подводной охотой я начал с 1976 года, после армии. Видя, как ныряют мои братья, как стреляют большую рыбу, а я сижу с удочкой на берегу, смотрю на своих пескариков, так стало завидно. Я решил попробовать. Но не всё так просто – нужен костюм, нужно оружие. Костюм купил, а маску я соорудил сам – ноу-хау моё, ни у кого такого не видел до сих пор. Дело в том, что у меня плохое зрение, и с обычным стеклом в воде я ничего не увижу. Я вытащил фабричное стекло с маски, вставил оргстекло, прорезал две круглые дырочки, купил в магазине «Оптика» стёкла-заготовки и посадил их на эпоксидный клей. То есть обычная маска, но со вставленными в неё диоптриями.
– Какие водоёмы вы предпочитаете, кроме Урала?
– Я выезжаю в соседнюю Башкирию. Банное, Щебачье, Ташбулатово – вот озёра, где охота всегда проходит на отлично. Вода там чистая, рыбы много. Усскуль, Малый и Большой Багудак… А ещё наша Гумбейка… Далеко не уезжаю – тут тоже можно наловить предостаточно рыбы.
– Помните свою самую большую рыбу?
– Это было на Белой. Я охотился на сома, который, на мой взгляд, весил не меньше сорока-пятидесяти килограммов. Я его обнаружил на глубине около 10 метров, на самом дне. Увидел только хвост, а голова была спрятана в камни. Когда я выстрелил в него, он выдернул ружьё у меня из рук и порвал линь, как нитку – силища страшная! Ещё и хвостом ударил меня. Выскочил я из воды оглушённый, напуганный. А рыба уплыла. И можно сказать, с тех пор я ищу этого сома… Вообще, я охотник дисциплинированный. В отличие от некоторых, в период нереста рыб я не ныряю. И я никогда не ловлю рыбу для продажи.
– С кем обычно вы выезжаете на охоту?
– С женой! С самого дня нашего знакомства я её предупредил, что в отпуске, да и вообще летом, дома сидеть не буду. Рассказал о своём увлечении, и она меня поняла, теперь всегда ездит со мной. Изучила все тонкости этого дела, но сама никогда не ныряла. Всегда ждёт меня на берегу с уловом. А сколько рыб мы наловили за всё время – не сосчитать! Зимой мы катаемся на горных лыжах – это ещё одно наше увлечение. А музыка – это то, что нас когда-то объединило и чем продолжаем заниматься. До сих пор руковожу оркестром русских музыкальных инструментов. Это тоже моя жизнь!
– Какие советы дадите начинающим охотникам?
– Подводная охота – это общение с дикой природой, и ошибок она не прощает, требуя соблюдения элементарных правил поведения. Ни в коем случае непозволительно идти на промысел в состоянии алкогольного опьянения, тем более если в руках оружие с гарпуном.
Ответив на вопросы, Фарамраз Мусалямов, уже полностью готовый к погружению, с гарпуном в руке, пообещав поймать увесистую щуку, отправился к реке.
Заколебали эти подводные охотники-всю рыбу изничтожили.