Раннее морозное утро. Небольшой деревенский домик. Вечером здесь было тепло (отец соломой натопил печь), а вот сейчас, когда вода в вёдрах покрылась ледяной корочкой, маленькой Нине так не хочется вылезать из-под одеяла. Это понимает и папа. Но лежать без дела в семье Смышляевых не принято.
Отец пишет на листочках буквы, и дочка повторяет азбуку. На следующий год вместо букв на листочках уже столбцы с таблицей умножения, потом в ход идут приставки, суффиксы.
– У отца было всего три класса образования, – вспоминает Нина Михайловна. – Но при этом он был чрезвычайно начитанным человеком, а в семье нашей царил культ школы. «Учителей почитайте!» – всегда наказывал он нам…
Учиться девочке нравилось, и стоит ли удивляться, что одной из самых любимых игр была игра в школу.
– Бумаги не было, задания мы писали на различных клочках, обрывках газет. Оценки ставили свёклой…
Став старше, Нина увлеклась чтением, особое предпочтение отдавала исторической и познавательной литературе. Спустя годы это увлечение ей очень пригодится.
В 1960 году Нина Михайловна поступила в Магнитогорское педучилище, а через два года стала дипломированным учителем начальных классов. По распределению юный педагог была направлена в Кидышевскую восьмилетнюю школу Верхнеуральского района.
– Село находилось далеко от центральной усадьбы, благ цивилизации – никаких. Зато ребятишек много, и все такие любознательные, учиться хотят, – с улыбкой вспоминает Нина Михайловна.
Здесь она проработала семь лет, встретила свою вторую половинку – казака Василия Харитонова, покорившего своей надёжностью, внимательностью, решительностью. Здесь родился их первенец Сергей.
В 1969 году Нина Михайловна вернулась в родную Гумбейку, год отработала учителем в школе, где когда-то училась сама. А потом директор Мария Ивановна Долгушина предложила ей стать воспитателем пришкольного интерната. Располагался он недалеко от школы, в стареньком здании, а жили в нём ребятишки из Аблязово. Посоветовавшись с мужем, Нина Михайловна согласилась и ушла в работу с головой.
– Представьте, что у вас более 60-ти ребят с 4 по 8 класс, – говорит моя собеседница. – Их надо накормить, а для этого своевременно получить и привезти все необходимые продукты, потом проверить уроки, уложить спать, а утром отправить в школу – и так шесть дней в неделю. В субботу вся эта шумная компания загружается в тракторную телегу и едет домой, а у тебя сердце болит: добрались ли, всё ли в порядке. Вечером в воскресенье встречаю: ну вроде все. И опять начинается трудовая неделя…
Если у вас есть дети, вы наверняка знаете, как непросто уложить их вечером спать. А если их 62? Как это сделать? Нина Михайловна нашла выход. Она придумала новую традицию – рассказывать перед сном интересные истории. Вот где ей пригодились любовь к чтению и хорошая память. Рассказы об освоении Урала и Сибири, «Вечера на хуторе близ Диканьки», романы «Амур-батюшка» и «Пётр Первый» воспитанники слушали затаив дыхание. Прерывалось повествование всегда на самом интересном, и чтобы услышать продолжение, ребята без напоминаний умывались, чистили зубки и бежали в кровать. «Нина Михайловна, а продолжение сегодня будет?» – спрашивали наиболее нетерпеливые. «А вы портфели собрали, форму приготовили?» – «Конечно!» – «Тогда слушайте…»
Условия жизни в интернате были не самые комфортные: печное отопление, привозная вода. Но зато жизнь здесь кипела. Зимой все дружно готовились к «Зарнице»: рисовали карты, рыли окопы, лепили снежки-снаряды, вырезали погоны. Потом все так же дружно готовились идти в поход. А какие концерты художественной самодеятельности устраивали! Работу Нины Михайловны не раз отмечали на районном и областном уровне, а школьный интернат регулярно становился победителем соцсоревнований.
Дети есть дети, и ситуации в интернате случались разные. Но талант педагога и заключается в том, чтобы любое происшествие стало уроком и послужило на благо, а не во вред ребёнку.
– Меня всегда поддерживали родители, и я им за это очень благодарна, – признаётся наша героиня. – Помню, как Хамза Сулейманов сказал: «Я бы Вам орден дал. Вы ведь всех моих восьмерых детей воспитали!»
– Нина Михайловна заменила нам родителей, став второй мамой, – вспоминает Разина Закирова. – Мы приезжали такими маленькими несмышлёнышами, и каждому нужны были внимание, забота, ласка. Только став взрослыми, мы осознали, как это непросто. Благодарны Нине Михайловне за её искренность, честность, высочайший профессионализм…
Прошли годы, но и до сих пор многие из воспитанников интерната поддерживают связь со своим любимым педагогом: созваниваются, приезжают в гости, поздравляют с праздниками. Всегда рады встрече с учителем и её ученики.
В 1982 году интернат закрыли, так как в Агаповке был выстроен новый, и спустя 12 лет Нина Михайловна вернулась в школу к своим не менее любимым малышам. А они ждали её у дома, чтобы вместе дойти до школы.
– Мы все её очень любили, – рассказывает Лилиана Танайцева. – Нина Михайловна никогда не кричала, всегда хвалила. У неё не было глупых детей, и эта вера в тебя, твои возможности порой творили чудеса.
В 1996 году Нина Михайловна ушла на заслуженный отдых, отдав детям в общей сложности 36 лет жизни.
– Как-то мы разговаривали с внучкой о профессиях, – говорит Нина Михайловна, – и я сказала, что учитель – самая лучшая из всех: каждый день тебя встречают улыбающиеся, открытые и так искренне радующиеся всему ребятишки – не захочешь, да улыбнёшься…
Низкий поклон Вам, уважаемая Нина Михайловна! Здоровья, счастья и детских улыбок!
Автор: Надежда Лавритова