Совсем недавно по всей стране прозвенели последние звонки. Сотни педагогов выпустили своих учеников в дальнейшую жизнь. В числе тех, кто передал своих малышей коллегам среднего звена, была и учитель начальных классов Агаповской средней школы №1 Светлана Козлова. Сколько было у неё выпусков за почти 30 лет педагогической деятельности, пожалуй, сразу и не сосчитать. И каждый, признаётся она, особенный.
Как становятся учителями? По-разному: кто-то мечтает об этой профессии с самого детства, кто-то делает выбор уже в осознанном возрасте.
– Моя мама была учителем русского языка и литературы, – рассказывает Светлана Викторовна. – К сожалению, она рано умерла, но в моих воспоминаниях навсегда остались моменты, когда она брала меня в школу на урок. Это было волнительно и радостно одновременно. Мне казалось, что учителя – это особые люди: очень ответственные, принципиальные, эрудированные. Может, поэтому, получив аттестат о среднем образовании, я сначала поступила в строительный колледж, однако вскоре поняла, что это не моё, и спустя год поступила в Магнитогорское педагогическое училище на специальность «учитель начальных классов». Преддипломную практику проходила в Агаповской средней школе №1. Моим наставником была Галина Алиевна Уразаева. До сих пор помню её советы, она многому меня научила. Спасибо ей огромное! Позже меня под своё крыло взяла Надежда Михайловна Киселёва…
Вместе с дипломом об окончании педучилища Светлана получила и направление на работу. По правилам того времени ей необходимо было отработать в агаповской школе три года. Молодой педагог подменяла коллег на время их болезни, набиралась опыта в группе продлённого дня. А затем ей предложили работу в одной из магнитогорских школ.
– Время, когда я работала в школе №30, до сих пор вспоминаю с особым чувством, – признаётся Светлана Викторовна. – В середине 80-х это была школа, на базе которой студенты педучилища давали свои уроки. Приходилось давать уроки и нам. Школа считалась престижной, с сильным педагогическим коллективом. Именно там трудились такие заслуженные учителя, как Нина Геннадьевна Чуба, Анна Григорьевна Скрипка. Огромным везением считалось побывать у них на уроке – было чему поучиться…
Здесь у Светланы Викторовны и появился свой первый класс – 43(!) человека.
– Да, классы тогда там были большие, – увидев моё удивление, смеётся Светлана Викторовна. – Но мы быстро нашли общий язык. Они ко мне в Агаповку в гости приезжали на выходных, чаю попить. Родители их на автобусе отпускали свободно. Сейчас такое кажется невероятным.
– А дети раньше были другие? – спрашиваю я.
Дети всегда дети. Им нужна забота, внимание и самое главное – доверие. Если есть доверие, то и взаимодействие будет совсем на ином уровне.
– Помню, был у меня мальчишка, Серёжей звали, как сейчас говорят, из очень неблагополучной семьи. Так вот он, если узнавал, что я заболела или уехала, переставал ходить на уроки. Потом ему передавали, что я вышла, и он возвращался. А ещё помню, как-то довелось работать со вторым классом. Их первая учительница ушла в декретный отпуск. Новенькую они ждали с опаской и даже договорились, что если не «пройдёт проверку» – устроят «заговор». Проверяли наивно, по-детски. Потом как-то признались, что «проверку прошла». Мы с ними и в походы ходили, и в библиотеки, и в музеи. Очень ответственные, серьёзные ребята…
О каждом из своих выпусков Светлана Викторовна может многое рассказать. К примеру, когда работала в Агаповской школе №2, в первый класс повела ребятишек своих одноклассников и друзей: Женю Волошину, Ильдара Сабирова, Олю Костикову, Анжелу Ольшевскую, Славу Полякова, Ксюшу Новикову, Володю Казанцева, Дима Гиниятуллина, Ваню Крюкова.
– Класс был очень дружный. Сегодня уже у многих есть дети, но, как они рассказывали мне, до сих пор встречаются, общаются…
А однажды она пришла в класс, где учился её сын Егор: их учительница заболела. Зная, что завтра будет вести уроки мама, он решил не заморачиваться с «домашкой» и… получил «единицу».
– Уже сам папа, а до сих пор вспоминает об этом. Сначала с обидой, сейчас смеётся и просит «не обижать» сорванцов.
Сейчас в числе воспитанников Светланы Викторовны есть дочки и сыночки тех малышей, которых она когда-то учила «буквы разные писать». Несмотря на то что программа обучения начальных классов становится всё насыщеннее и сложнее, ученики Светланы Козловой осваивают её успешно. Донести сложный материал в максимально простой и запоминаемой форме Светлане Викторовне помогает, во-первых, большой практический опыт, а во-вторых, хорошее знание методики преподавания. Неслучайно в течение двух лет она трудилась методистом по учебно-воспитательной работе районного отдела образования. Вот и вчерашние четвероклашки успешно написали итоговые контрольные. И при этом они успевали вести и активную общественную деятельность: ставили спектакли, мастерили открытки ветеранам ко Дню Победы, ездили на экскурсии, побеждали в самых разных конкурсах. А ещё первыми в районе присоединились к областному благотворительному проекту «Крышечки в обмен на жизнь».
– Для меня главное – вырастить личность, – говорит Светлана Викторовна. – Человека, который умеет уважать другое мнение, готов прийти на помощь, умеет думать и отвечать за свои поступки. Отметки в дневнике очень важны, но, согласитесь, есть в жизни вещи гораздо важнее…
К слову, самой Светлане Викторовне пришлось однажды сделать непростой выбор.
– Я, как и многие мои коллеги, заочно училась в Магнитогорском педагогическом институте, – рассказывает учитель – Совмещать учёбу, работу, семью было непросто. Да и времена были сложные – 90-е годы. На последнем курсе, Егору тогда исполнился год, бабушку, нянчившуюся с ним, пока я на лекциях, парализовало. Как ни жаль было, но с мечтой о дипломе института пришлось расстаться…
Спустя годы, когда дети уже стали взрослыми, Светлана Викторовна всё же пополнила личную копилку достижений документом о получении высшего образования. Впрочем, отсутствие (или наличие) его никак не помешало ей воспитывать, учить и любить своих многочисленных девчонок и мальчишек.
Вот и 1 сентября она, педагог первой категории, вновь возьмёт за руки дошколят и поведёт их по дороге знаний, помогая им не просто успешно освоить общеобразовательные предметы, но и, раскрыв свои таланты и способности, стать личностью.