Это великий день. Как свидетельствует Святое Евангелие, до крещения Господа Иисуса слава Его, как Христа Спасителя, была сокровенна от людей. Теперь же, при крещении, Он как бы торжественно поставлен по человечеству Своему Духом Святым на Своё служение спасительное, перед целым миром помазан и объявлен Царём, Первосвященником и Пророком, потому и называется Он Христом, а слово Христос и значит Помазанник.
Об этом великом празднике, некоторых традициях и обычаях, связанных с ним, мы беседуем с благочинным Агаповского благочиния настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери протоиереем Сергием Резеповым.
– Отец Сергий, Господь Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в возрасте 30 лет. К сожалению, далеко не всем прихожанам понятно, для чего это произошло именно в этом возрасте и зачем Господь Иисус сошёл в воды Иордана?
– Соделавшись ради нашего спасения истинным Человеком, Господь наш Иисус Христос прошёл и все возрасты человеческие – от нежного детского до совершенного возраста мужского. Он смиренно подчинил Себя законам человеческим и во всей точности исполнил все требования Закона Моисеева.
Сам Иисус Христос не имел нужду в Крещении, но Крестился для того, чтобы, читаем в Евангелии, «исполнить всякую правду». Поистине дивно смирение нашего Господа Спасителя: «С рабами Господь, с виновными Судия идёт креститься, – говорит святитель Иоанн Златоуст. – Но в этом-то смирении Его и сияет особенно высота Его. То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться Человеком; всё же прочее было уже следствием сего». А Закон требовал очищения водой и для жертвы, и для приносящего жертву священника. Иисус Христос смиренно готовился принести Самого Себя в жертву за грехи рода человеческого на кресте.
И Своим Крещением Иисус Христос исполняет Закон, и в то же время погружением Своего пречистого тела в воду освящает водное естество, дарует водам благодатную силу, без которой воды крещения нашего никак бы не были способны очищать грехи человеческие и Своим Божественным примером устанавливает и освящает Новозаветное Таинство крещения.
– Отец Сергий, для чего мы крестимся в воде?
– Для того, чтобы, как учит нас Священное Писание, видимым образом омываясь в купели водою, в то же самое время невидимо омылись, очистились Святым Духом от грехов: от первородного, переходящего от прародителей Адама и Евы на всех их потомков путём рождения и от своих грехов, когда крестятся не в младенчестве, а в возрасте. Крестимся и для того, чтобы через Святое Крещение приготовиться ко принятию в себя Святого Духа, сделаться Его храмом, чего и удостаиваемся вслед за Крещением в Святом Миропомазании. Крестимся и для того, чтобы сделаться расположенными и охотными к добру и достойными вечного спасения. Отмечаемый праздник Крещения Господня напоминает нам об этом и о Таинстве нашего собственного Крещения, призывая каждого из нас принять это Таинство не как некий обычай, а как великую тайну нашего спасения и вместе с крещением облечься во Христа.
– Батюшка, почему этот праздник называется Богоявлением Господним?
– Потому что тогда, при Крещении Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, явила Себя людям Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снисшедшим на Иисуса Христа голубем.
Что было над Спасителем, то же самое повторяется и при нашем крещении – небо отверзается и на крещаемого снисходит Дух Святый. Во святом крещении и нас Бог призывает к горнему отечеству и соделывает возлюбленными сынами Божиими. И поэтому мы должны помнить об этом всегда и жить достойно этого высокого звания.
– Батюшка, в память о Крещении Господнем Церковь установила совершать чин великого освящения воды в праздник Богоявления (Крещения Господня) и в канун этого праздника, называемого сочельником или навечерием. Многих интересует, нет ли разницы в свойстве воды, освященной в день Крещения и в крещенский сочельник, и какую помощь оказывает крещенская вода?
– В праздник Крещения Господня и в канун его совершается великое водоосвящение. Вода, освящённая в этот день и накануне (то есть 18 и 19 января по новому стилю), называется крещенской и имеет особую благодатную силу. И в праздник (19 января), и в сочельник (18 января) вода освящается одним и тем же чином – в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан. Поэтому крещенская вода, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.
Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой – и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, прошла. Святитель Лука Войно-Ясенецкий, не только как священнослужитель, но и как врач постоянно напоминал больным как можно чаще принимать святую воду. Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама всё освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час.
Святую воду (крещенскую), как и просфору, принято употреблять натощак после утреннего молитвенного правила с особым благоговением, как святыню. Крещенская вода имеет свойство не зацветать плесенью и не загнивать долгие годы. При благоговейном отношении она остаётся свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить её следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. Особенным свойством святой воды является то, что добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды её можно разбавить простой.
– Отец Сергий, обязательно ли на Богоявление купание в проруби?
– В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. Для христианина в этот день первоочередным является присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, принятие крещенской воды. Сложившаяся традиция купания в холодных прорубях не имеет прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не является обязательным и, что особенно важно, не очищает человека от грехов. К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам.
Пользуясь возможностью, хочу напомнить, что в нашем храме богослужения во славу праздника начнутся 17 января: в 16:00 – Вечернее богослужение. 18 января, в Крещенский сочельник, в 8: 30 начнётся Божественная литургия, по окончании которой состоится освящение воды, в 16 часов этого дня – Всенощное бдение, а в 23:50 – Божественная литургия, по окончании которой – освящение воды. 19 января храм работает с 6:30 до 19:00.
Екатерина Поплева, катехизатор храма Владимирской иконы Божией Матери