Слово «Пасха» ведет свое начало от ветхозаветного праздника Пасхи, который назван был от еврейского слова «песах» («проходит мимо») — для обозначения события исхода евреев из Египта и египетского рабства.
Ангел, погубивший египетских первенцев, проходил мимо еврейских жилищ, когда видел кровь пасхального Агнца на дверях.
В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прохождение от смерти к жизни, от земли к небу.
«Пасха, — проповедовал святитель Макарий, митрополит Московский, — праздник всемирный и величайший… Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо… На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь — столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее… Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла… На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников… Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь — земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви!»
Святитель Иоанн Златоуст, празднуя в свое время Пасху, и для нас, через столетия, актуально взывает сегодня: «И все, кто был благочестив и боголюбив, — пусть наслаждаются этим добрым и светлым торжеством… Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково веселятся. Пусть никто в это день Пасхи не рыдает о своем убожестве — потому что явилось общее Царство. Пусть никто о грехах не плачет — потому что в этот день Бог дал людям свое прощение… Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христа.»
Дорогие братья и сестры, с 5 по 11 мая — Светлая седмица. Вся неделя представляет собой как бы один день великой пасхальной радости. Царские врата в храмах остаются открытыми в знак того, что Воскресением Христовым открылся нам невидимый, духовный, небесный мир. На Светлой седмице отменяются постные дни, и все верующие призываются к особому духовному радованию.
Протоиерей Сергий Резепов, благочинный Агаповского благочиния, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери.