Вчера глава Южного Урала встретился с южноуральскими журналистами. Это уже вторая официальная пресс-конференция Алексея Текслера после его назначения на пост. Она проходила в Челябинске, в отеле «Малахит» и собрала более ста участников. Вопросы в прямом эфире могли задавать не только представители СМИ, но и население – в соцсетях.
Алексей Текслер возглавил Челябинскую область 19 марта после отставки Бориса Дубровского.
– За пять месяцев я сделал главное – познакомился с Челябинской областью, я увидел реальную жизнь: убитую больницу в Нязепетровске, забытый «Уфалейникель», новые ФАПы, детей, которые своими руками сделали футбольное поле в Усть-Катаве, ветхо-аварийное жильё в малых городах. Это позволило сформулировать планы, – во вступительном слове заявил Алексей Текслер. – Я как отец, как глава региона хотел бы, чтобы в нашей области хотелось жить, работать, отдыхать, чтобы наш регион был лидером и чтобы мы им гордились.
Первый вопрос – о поддержке «детей войны».
Руководитель области говорит, что уже внесён соответствующий законопроект.
– У нас достаточно много «детей войны» – почти 40 тысяч человек. И так была организована выплата этой категории, что не все могли ей воспользоваться. Мы сегодня внесём в Законодательное Собрание законопроект, чтобы все без исключения «дети войны» могли получать по 500 рублей ежемесячно. Также мы приняли решение, и с октября начнём проводить повышенные выплаты труженикам тыла. Это тоже была такая обделённая категория, они всегда были за спинами участников войны. Решение, которое касается почти 18 тысяч жителей, тоже принято. Вся Челябинская область во время войны была кузницей Победы. Также в области будет проведена полная инвентаризация памятников войны. К 75-летию Победы они будут полностью отремонтированы, – отметил Текслер.
Вопрос про синие папки. Что дальше после вручения?
– В папку попадают все сообщения из множества источников. Я подчёркиваю фломастером наиболее важные проблемы. Практика «папок» для глав территорий себя оправдала, – считает Алексей Леонидович. – Мы собираем все сигналы от жителей к власти и ко мне в социальных сетях. Они и входят в содержимое этих папок – моих указаний для глав. Главы отчитываются по этим направлениям в разном формате, например, в рамках личного общения (звонят, пишут сообщения). Так что обратная связь есть. И я рад, что такой инструмент у меня есть.
Вопрос про команду Текслера.
– «Команда Текслера». Спасибо за название, – шутит глава региона. – Но я предлагаю не использовать этот термин, лучше – «Команда Челябинской области». Что касается коррупционных историй, откровенно скажу, что посмотрел анкеты каждого человека, который работает. У меня есть определённая информация. Всё, что касается борьбы с коррупцией, эта работа будет продолжена вместе с правоохранителями. У меня на самом деле простой принцип: я не хотел бы, чтобы чиновники или за их спинами члены их семей занимались бизнесом, который так или иначе связан с муниципальными или государственными закупками и со всем, что с этим связано. Вот та «красная тряпка», на которую я реагирую. Такие сигналы даны, и работа в этом направлении будет продолжена.
Следующий вопрос: «Можно ли спасти медицину Южного Урала или проще закопать?»
– Я считаю, что нужно останавливать оптимизацию здравоохранения Челябинской области. Я дал поручение Ирине Гехт восстановить повсеместно первичное звено для оказания медицинской помощи в территориях, – сообщил Текслер. – Будут открыты новые ФАПы. Необходимо улучшать материально-техническую базу больниц. Без этого невозможно улучшать качество медицинской помощи. Врачи должны работать на самом современном оборудовании. Для нас развитие здравоохранения – задача номер один.
Вопрос по газификации.
– У нас ежегодно на газификацию в регионе направлялось от 500, в лучшие годы – до 700 миллионов рублей. Я принял решение направлять не менее миллиарда рублей. Мы планируем строить ежегодно не менее одной тысячи километров внутрипоселковых газопроводов. Начали активно взаимодействовать с «Газпромом», «Новатэком» по вопросу газификации, потому что есть проблемы, – сообщил руководитель области. – Часто бывало, что люди «сбрасывались» на проект, но дальше не выделялись средства – и людям обидно. Это не дело, конечно. Работа должна проводиться системно, и если она начинается в муниципалитете, то должна обязательно заканчиваться. У нас люди десятилетиями ждут газ, имея готовые проекты. Это недопустимо.
Вопрос о росте заработных плат.
– То, что Челябинская область занимает 35 место по стране по уровню зарплаты, это недопустимо. Я хочу, чтобы бизнесмены где зарабатывают деньги, там и вкладывались в развитие. Какие-то точечные решения мы принимаем – и с Почтой России, и об ускоренной индексации заработных плат работников муниципальных бюджетных учреждений. Мы это делаем с 1 сентября. Это те возможности, которые есть у региона напрямую. Так что определённая работа в этом направлении ведётся. Но основное и самое важное – это рост экономического потенциала региона в целом, создание новых производств, необходимость диверсификации. У меня со всеми есть договорённость об увеличении зарплат не меньше индексации… Минимум в полтора раза должны увеличиться доходы населения Челябинской области, – обещает Алексей Текслер. – Я дал поручение нашим экономическим министерствам проработать программу по ежегодному увеличению зарплат на 7-8 процентов.
Вопрос по прямым выборам глав городов и районов.
– Всё зависит от человека: если он профессионал, то нет ничего плохого в том, что назначили его депутаты, – уверен Текслер. – Прямые выборы нужны, но важно быть готовым к тому, что во власть полезут популисты, которые будут откровенно спекулировать на проблемах и страхах людей. Я за эту систему, мы к этому придём, когда поймём, что к этому готовы. Я буду первым, кто будет рекомендовать изменить эту систему.
Вопрос: «Когда Алексей Текслер пил воду из-под крана в Челябинске?»
– В детстве пил и сейчас пью, – ответил Алексей Леонидович. – С чистой водой есть проблемы в каждом муниципалитете. В этом году мы получили 79 миллионов рублей в рамках программы «Чистая вода». Это недостаточно. Мы надеемся на помощь федералов. Нам нужно быстро наводить порядок сейчас там, где мы можем быстро очистить воду для питья, используя областные средства. Недопустимо, когда люди по многу лет вынуждены пить грязную, ржавую воду из крана. Им нужно помочь в первую очередь. Жить с такой водой просто невозможно.
Поступает предложение снизить процент софинансирования программ по ремонту образовательных учреждений.
– Я согласен, что надо менять эти нормативы, – принимает предложение Алексей Текслер. – Так же, как по учреждениям здравоохранения, мы сделаем обязательно программу по ремонту дошкольных учреждений. Софинансирование при этом, конечно, оставим. От 5 до 10% – мне кажется, это разумная вещь, чтобы муниципалитет тоже нёс ответственность за решение этих вопросов. Это тоже крайне необходимо.
«Читает ли Текслер свои соцсети?»
– Обязательно, – отвечает он. – И слежу за количеством подписчиков, которых на сегодня уже 122 тысячи. И читаю обращения своих подписчиков. Правда, это очень не просто – их более 10 тысяч. Но это для меня важный инструмент получения связи с людьми. Эта информация попадает в «синие папки» для руководителей муниципалитетов. Перед каждым приездом в муниципалитет я все «синие папки» очень внимательно анализирую, поэтому думаю, что большинство сообщений я вижу, понимаю, что это ключевая история в части прямого общения с людьми. Я стараюсь не проходить мимо, когда ко мне обращаются люди, или сам подхожу к людям во время своих поездок, общаюсь в муниципалитетах в формате вопросов и ответов. Понятно, что, наверное, сложно дойти до каждого человека, и сегодня социальные сети мне очень помогают, чтобы понимать настроения, эмоции людей, то, что по-настоящему их волнует. Так что я считаю, что для любого руководителя сегодня наличие социальной сети – важный элемент общения с жителями региона. Я понимаю, что в муниципалитетах не хватает денег. Это данность. Но надо общаться с людьми. Я вижу то, в каких ужасных условиях живут люди в территориях. Люди не должны так жить. Но наиболее остро стоит недовольство людей там, где нет общения власти с людьми, нет согласия, тогда проблемы выносятся на губернаторский уровень. Люди будут принимать решения муниципалитетов тогда, когда с ними эти решения будут обсуждать, согласовывать.
Вопрос про семью Текслера и первый учебный день сына-первоклассника.
– Для меня важно, чтобы семья была рядом. Мы ни секунды не сомневались в переезде. Моя семья уже переехала в Челябинск. Жена поворчала полторы минуты и согласилась переехать. А что касается 2 сентября, то, конечно, я как папа пойду с сыном на линейку. Я не буду там выступать. Хочу просто прийти с семьей на линейку, как все. Так и будет.