Алёна обратилась в полицию с заявлением на сотрудников автосалона, в котором, по словам женщины, её склоняли к сделке на непрозрачных, а возможно, и кабальных условиях. Автомобилистка планировала поменять машину с минимальной доплатой, но, по её утверждению, новая иномарка бюджетного класса едва не обошлась ей дороже квартиры, — пишет 74.RU.
Автосалон, куда обратилась Алёна, появился сравнительно недавно. Челябинка узнала о нём случайно:
— В мессенджере пришла рекламная рассылка, на которую я сначала не обратила внимания, — вспоминает она. — А недели через две решила узнать, почему эта компания анонсирует столь низкие цены.
Алёне приглянулся Nissan Terrano, который в моноприводной версии Comfort предлагался за 660 тысяч рублей. При этом минимальная цена такого автомобиля у официального дилера — 1,145 миллиона (без учёта скидок).
В данном же случае дисконт почти в полмиллиона якобы складывается из трёх компонентов: это автокредитование по субсидированной программе (скидка 335 тысяч рублей), а также программ trade-in (100 тысяч) и утилизации (50 тысяч).
— Я позвонила в салон и мне ответили, что распродают машины 2019 и 2020 годов выпуска, у которых к тому же цена снижается за счёт разных программ, — рассказывает Алёна. — Меня это не насторожило, потому что свою нынешнюю машину я брала с большими скидками: на момент покупки она уже была прошлогодней.
Алёна решила заглянуть в автосалон, чтобы прицениться.
— Я не планировала ничего покупать: думала, забегу на полчасика, чтобы посмотреть машину и проговорить все условия, — вспоминает женщина. — И не знаю, как так получилось, но просидела там весь день до восьми вечера. Они очень вежливые, особенно сотрудники-мальчики, постоянно забалтывали меня. При этом не отпускали ни на секунду — рядом всё время находился их человек.
Алёна утверждает, что вместо выбранного Nissan Terrano её склоняли к мысли о покупке Hyundai Creta, которая якобы по всем параметрам лучше.
— Мне нужна машина для загородных поездок, крепкая и проходимая, — объясняет автомобилистка. — А менеджер, словно не слушая, стал предлагать Hyundai Creta под тем соусом, что она лучше подходит для города, хотя я вообще не упоминала городскую езду. Он просто повторял, что Creta лучше. Сейчас я не могу понять, почему в итоге согласилась на покупку — это было как затмение. А потом началась настоящая чехарда.
Вообще Алёна думала сдать своей автомобиль в трейд-ин, взять в кредит тысяч 200 и уехать на новой машине. Ей же предложили условия, которые вызвали сомнения в прозрачности сделки, а сумма доплаты была гораздо выше 200 тысяч.
— Я много работаю с документами, и когда мы начали оформлять покупку, не покидало ощущение, что меня водят за нос, — рассказывает она. — Я понимаю, что это мои субъективные оценки, но было множество мелочей, которые меня насторожили. Когда я указывала на странные цифры или подписи в документах, мне говорили: не обращайте внимания, это мы потом подправим. Мне это показалось крайне подозрительным.
Алёне предложили договор купли-продажи на её автомобиль (сделка trade-in), а затем договор купли-продажи на Hyundai Creta, в котором, по её словам, фигурировала сумма в 1,3 миллиона рублей. Эта цена более-менее соответствует официальному прайс-листу «Креты» (она стоит в диапазоне 1,1–1,6 миллиона рублей), но чуть ли не вдвое больше бюджета, на который ориентировалась челябинка.
— Но особенно тревожно мне стало, когда они забрали мой паспорт и сказали, что подают заявку на кредит в банк. Я просила показать кредитный договор, но мне ответили, что я увижу его после одобрения заявки. Тут мне стало прямо нехорошо: я интуитивно почувствовала, что надо бежать от них подальше.
Алёна потребовала вернуть документы и разорвала уже подписанный в трех экземплярах договор купли-продажи на Hyundai Creta. А уже ночью её охватила тревога:
— Я вдруг подумала: у них был мой паспорт, и они планировали подавать заявку на кредит — что же они там наоформляли?
На следующий день Алёна связалась с банком, и разговор, по её словам, вышел странный:
— Во-первых, выяснилось, что заявка оформлена на 1,6 миллиона рублей — мне чуть плохо не стало, потому что я не планировала брать в кредит почти стоимость квартиры. Во-вторых, сотрудники банка вели себя очень странно, например, отказывались соединять с руководителем отдела кредитования, а на мою просьбу аннулировать заявку просили перезвонить позже.
Алёна обратилась с жалобой в полицию. После этого она приехала в банк и потребовала аннулировать заявку на кредит.
— Я пришла и сказала, что подала заявление в органы, и что, если в банке откажутся со мной говорить, вызову сотрудников полиции прямо сюда. В итоге мою заявку аннулировали, — рассказывает женщина.
В пресс-службе полиции Челябинска подтвердили, что обращение действительно поступало в ГУ МВД области и было зарегистрировано в городском управлении МВД, а затем перенаправлено в отдел полиции Калининского района для проверки. Впрочем, шансы на возбуждение уголовного дела невелики — преступных действий в отношении Алёны, судя по её рассказу, совершено не было.
Задача таких автосалонов — дождаться добровольного согласия на сделку. По последней моде это согласие фиксируется на видеокамеру, что осложняет работу полиции, потому что формально сделка считается законной.
Чтобы добиться от клиента покорности, сотрудники автосалонов используют ряд приемов, в числе которых — длительное ожидание в салоне (психологическое изматывание), склонение к покупке дорогого автомобиля (якобы более качественного), оформление сделки в кредит, чтобы завуалировать реальные расходы клиента.
Что сказали в автосалоне
«74.RU связались с компанией: комментировать ситуацию сразу сотрудники кол-центра не стали, но позже перезвонил человек, представившийся руководителем отдела продаж, — он интересовался, о чём именно будет статья. 74.RU передали ему суть претензий Алёны и оставили адрес электронной почты для письменного комментария, который на момент публикации не получили. В первом телефонном разговоре (который, видимо, не является официальным комментарием) сотрудник автосалона выразил недоумение жалобами Алёны, сказав, что все цены и условия покупки указаны на сайте автосалона. По его словам, купить Terrano за 660 тысяч рублей клиентка не смогла, потому что не подошла под критерии конкретных программ, но вдаваться в детали не стал, — пишет 74.RU