Несколько дней назад сотрудники банка совместно с полицейскими не дали пожилой жительнице Челябинска перевести злоумышленникам 10 миллионов рублей. Однако сделать это оказалось не так-то просто.
В управление МВД Челябинска обратились представители банка: они сочли поведение пришедшей к ним клиентки странным: она хотела снять очень крупную сумму денег и при этом постоянно говорила с кем-то по телефону. Служба безопасности банка, заподозрив неладное, заблокировала операцию и передала заявку в полицию.
Оперативникам пенсионерка рассказала, что ей позвонили «сотрудники правоохранительных органов» и сообщили: чтобы спасти свои деньги, она должна снять их и перевести на «безопасные» счета. Схема аферы стандартная, однако пожилая женщина поверила звонившим. Попытки вразумить её успехом не увенчались. Тогда полицейские вызвали психолога для дальнейшего воздействия на женщину и вместе начали переговоры с упёртой бабушкой. Прошло несколько часов, прежде чем пенсионерка начала менять своё решение.
Как же воздействуют кибермошенники на своих жертв? Какие приёмы чаще всего используют, чтобы похитить у людей деньги? С этим вопросом мы обратились к начальнику следственного отдела ОМВД России по Агаповскому району Гульжан Куйшибаевой:
– Подавляющее большинство дистанционных хищений злоумышленники совершают с помощью так называемых методов «социальной инженерии». Чаще всего преступники используют выведение человека из эмоционального равновесия, например, через испуг, корысть, удивление, непонимание происходящего, перегрузку сознания, а далее подкрепляют свой сценарий придумыванием новых достоверных версий, используя свежую новостную повестку, а также политическую и экономическую ситуацию в стране.
Схемы обмана у мошенников разные: это и звонок из банка, и выигрыш в лотерее, и совершение родственником ДТП и много других. В любой из совершённых мошенниками махинаций гражданам трудно остаться безучастными, так как сознание перегружают валом сообщаемой информации, а потом подкрепляют это достоверными историями. И люди, находясь в стрессовом состоянии, сами сообщают свои данные мошенникам.
Задача звонящего всего лишь завладеть деньгами собеседника – или напрямую наличными, или с банковской карты.
Но для этого ему надо узнать персональные и конфиденциальные данные: номера карты и счёта, биографические данные владельцы, срок действия карты, CVV/СVN-код и так далее.
Большинство пострадавших от кибермошенников были уверены, что они достаточно грамотны и не могут попасться на удочку злоумышленникам. И тем не менее почему-то поверили им.
Признаки, по которым можно вычислить преступника:
- Он просит продиктовать код, полученный вами по СМС.
- Просит назвать трёхзначный код безопасности на обратной стороне банковской карты (CVV2, CVC2).
- Просит назвать срок действия карты.
- Просит по телефону перевести деньги на якобы безопасный счёт или установить двухфакторную защиту.
- Снять наличные деньги в банкомате, чтобы перевести их на другой счёт.
- В телефонном разговоре предлагает установить приложение для удалённой техподдержки или управления данными.
- Просит помочь в расследовании мошенничества и задержании преступной группировки, занимающейся телефонным мошенничеством, используя ваши счета или наличные денежные средства.
- Оплатить подарки и услуги перед грядущей проверкой надзорных органов.
- Сообщает о выигрыше в лотерею, в которой вы никогда не участвовали.
Уважаемые читатели! Никогда не совершайте никаких действий под диктовку позвонивших вам неизвестных людей! Прервите разговор, посоветуйтесь с родственниками или близкими. Помните: денег вы лишитесь, а обязательства по выплате кредитов у вас останутся.
Надежда Лавритова