Сеть – виртуальная, проблемы – реальные

Во второй вторник февраля в нашей стране, как и во многих других, отмечают День безопасного интернета

Он призван обратить внимание на те опасности, которые могут поджидать каждого из нас во «всемирной паутине», а также на то, как можно им противодействовать.

Сегодня мы можем смело сказать, что всемирная сеть стала неотъемлемой частью нашей жизни. Но вместе с возможностями, которые дарит интернет, он несёт и риски: травлю в соцсетях, мошенничество, отрыв от радостей реальной жизни и многое другое.

– Безопасность в интернете – весьма актуальная проблема, потому что существует много угроз, связанных с нашими банковскими картами, личными данными и аккаунтами в социальных сетях, – говорит начальник подразделения по охране общественного порядка ОМВД России по Агаповскому району Наталья Билалова. – Основным инструментом защиты на сегодняшний день является наш телефон, так как именно с его помощью мы регистрируемся в различных сервисах и пользуемся банковскими услугами. Поэтому не стоит открывать подозрительные ссылки, которые могут прийти на ваш телефон, а также следует избегать пересылки каких-либо данных через СМС.

Не менее важна и безопасность паролей. Ваши данные могут оказаться в открытом доступе, поэтому своевременная смена паролей – например, раз в год, в День безопасного интернета – станет полезной традицией, которая поможет защитить ваши данные. Кроме этого, следует поменьше оставлять в открытом доступе персональные данные, номера телефонов, почту и так далее. Если нет необходимости, не регистрируйтесь на сайтах и старайтесь не оставлять лишних информационных следов в интернете.

Также каждому из нас просто необходимо научиться не принимать на веру то, что видим в сети. Например, крайне щедрым или, наоборот, пугающим сообщениям.

Особенно важно научить безопасному поведению в сети детей от 12 до 18 лет. Почему? Потому что именно в этом возрасте у подростков обостряется восприятие и возникает естественное желание отделиться от взрослого. Задача родителей – сохранить с детьми доверительные отношения.

Не стоит отбирать телефон, удалять приложения и запрещать общаться с друзьями. Лучше объяснить, что в социальных сетях встречаются ловушки, которые надо уметь распознавать.

Важно, чтобы подросток понимал, что ограничения в социальных сетях – не попытка его контролировать, а необходимость, которая касается всех пользователей. Стоит проводить беседу так, чтобы ребёнок увидел причинно-следственные связи. Например, можно включить в разговор вопросы, которые помогут выстроить логическую цепочку и лучше усвоить информацию. К слову, инспекторы ПДН совместно с педагогами, работниками культуры регулярно проводят встречи и беседы со школьниками, где на конкретных примерах объясняют, с чем они могут столкнуться и как правильно действовать в той или иной ситуации.

О «цифровой гигиене» важно помнить и взрослым. Так что, прежде чем пройтись по какой-то ссылке или отправить близкому очень личные фото и уже тем более сообщить данные карты, пин-коды и перевести деньги, хорошенько подумайте. Интернет хоть и виртуальная сеть, но вот проблемы от неё очень даже реальные, и, к сожалению, порой трагические.

Как реагировать ребёнку, если его шантажируют

Столкнуться с шантажом – серьёзный и негативный опыт для пользователей разных возрастов, особенно для детей. Так как ситуация является сильным стрессом, у ребёнка должны быть простые и чёткие инструкции поведения.

  • Объясните ребёнку, что ни в коем случае не следует выполнять требования манипулятора и вступать с ним в диалог. Игнорирование – главный инструмент безопасного поведения, который сохраняет дистанцию и даёт время для фиксации шантажа.
  • Если шантаж происходит в интернете, пусть ребёнок сделает скриншоты всех сообщений и по возможности соберёт данные о манипуляторе (имя, фамилия, идентификатор страницы, то есть «id»).
  • Если шантаж произошёл по телефону, необходимо записать номер и время звонка.
  • После сбора данных следует завершить разговор с шантажистом и заблокировать его. Заранее объясните ребёнку, как это сделать.
  • Затем нужно сообщить о случившемся взрослым. Важно показать ребёнку ваше доверие и готовность помочь.

Если звонят представители «важной организации»

Важно помнить, что далеко не всё, что вы можете прочитать в сообщении (в соцсетях, в мессенджерах, электронной почте и т.д.) или услышать по телефону, является правдой. Ваша главная задача – перепроверить информацию, например, самому перезвонить в банк, полицию и т.д.

Будьте осторожны с загрузками, ведь цель злоумышленников – заставить вас скачать вредоносную программу, которая откроет им доступ к вашему устройству. Не открывайте ссылки из ненадёжных источников (спам-сообщений, онлайн-викторин, «бесплатных» предложений). Игнорируйте сомнительные просьбы с ссылками на голосование за участника какого-нибудь конкурса.

Обновляйте программное обеспечение, используйте последние версии приложений, особенно банковских, чтобы не пропускать свежие обновления безопасности от разработчиков.

При переходе на неизвестный сайт проверьте, защищён ли он SSL-сертификатом. Адреса таких сайтов начинаются с HTTPS вместо HTTP (буква S означает «безопасный»), а в адресной строке отображается значок замка.

Используйте надёжное интернет-соединение, не доверяйте свои личные данные публичным сетям Wi-Fi.

Используйте надёжные сложные пароли, не упрощайте жизнь злоумышленнику простыми одинаковыми для всех ресурсов паролями.

Подключите многофакторную аутентификацию на все устройства и аккаунты – это снижает вероятность успеха кибератаки.

Будьте осторожны с онлайн-знакомствами. Используя поддельные профили в социальных сетях, злоумышленники охотятся за неосторожными пользователями с целью кражи их средств.

Надежда Лавритова