Продолжение. На сегодняшний день единственным помощником у Гумбейки является река Кызыл-Чилик. Сравнивая его приток в Гумбейку и отдачу Гумбейки воды в Урал (что практически равное), не трудно понять, что система жизнеобеспечения реки находится в критическом состоянии, и не сегодня-завтра для неё начнётся обратный отсчёт – начнётся обмеление реки с её зарастанием.
Ждать дальше непонятно чего нельзя! Это преступно как перед рекой, так и перед своей совестью и будущими поколениями. Гумбейку необходимо вернуть в состояние, приближенное к тому, в котором она находилась до вмешательства человека. Вернуть в исходное уже невозможно.
Речи об очистке русла драгами на заиленном участке реки протяжённостью в 160 километров на данном этапе не должно вестись никакой. Ведь драги по воздуху не летают и прыгать не умеют, а на пути у них будет 22 каменных плотины и переезда. Поэтому необходимо вначале убрать эти препятствия. И Гумбейка, несомненно, начнёт оздоравливаться. Это будет делом не одного года, но восстановление начнётся.
Очевидно будет падение уровня воды, однако после каждой весны ила будет образовываться всё меньше, глубина до него начнёт увеличиваться – следовательно, растительность будет уменьшаться, а родники всё в большей степени начнут работать на поднятие уровня воды и её охлаждение. Начнётся процесс самоочистки, то есть природное восстановление.
Механический же способ очистки русла с помощью дизельной драги, являющийся довольно дорогим действом, можно рассматривать для верхнего течения в районе Кассельский – Куропаткинский – Остроленко (Нагайбакский район) и нижнего течения в районе Наваринки (Агаповский район), а также в месте впадения Гумбейки в реку Урал.
Минимальный объём работ по частичной уборке каждого из 22 препятствий (плотин и переездов), не дающих возможность реке начать самоочистку, по Нагайбакскому району составляет 2750, по Агаповскому – 2400 кубических метров камня и песка.
Это, повторюсь, минимальный объём, который прекратит ухудшение положения реки и даст ей возможность начать оздоровление медленными темпами. Для того чтобы провести полную уборку каждого препятствия, объём работ необходимо увеличить почти втрое. Необходимо также подумать и о том, каким образом сделать Гумбейку протекаемой и способной самоочищаться под мостами, построенными через неё (кроме двух) в Нагайбакском районе, которые строились без учёта интересов реки и по сути теперь являются плотинами.
В Агаповском районе по отношению к реке в этом вопросе отнеслись бережнее, за исключением Гумбейского щебёночного завода, построившего новый железнодорожный переезд и оставившего в русле реки разгромленный старый со всеми последствиями его давних размывов.
Таким образом ответы на поставленные самому же себе вопросы (в каком состоянии находится река сейчас в целом, что послужило причиной её нынешнего бедственного положения, есть ли возможность дать реке вторую жизнь) мною получены и озвучены вам, дорогие читатели газеты, жители и административные работники Агаповского и Нагайбакского районов. Я уверен, что означенная работа по силам двум районам. Изыскать по одному бульдозеру, одному полноповоротному экскаватору и по паре машин, думаю, не будет сверхчеловеческой задачей. Материальная нагрузка не настолько велика, чтобы сидеть сложа ручки и кивать на матушку-Россию. Нам нужно раз и навсегда усвоить: природа – это наша Мать, дающая нам жизнь. И дети наши, и внуки осудят нас не за то, какие мы им дороги или жильё оставим, а за то, что вокруг этого жилья понатворили, чем им дышать придётся и что пить. И если уже даже мы начали пенять на это, то их суд будет куда более бескомпромиссный.