Как электронные трудовые книжки защищают права трудящихся

С 7 марта 2021 года вступил в силу закон, разрешающий россиянам обращаться в ПФР для включения сведений в электронные трудовые книжки всего стажа

В электронной трудовой указывают информацию с начала 2020 года, а предыдущий стаж сохраняется в бумажном аналоге.

Внесение дополнительной информации даст более высокий уровень сохранности данных о трудовой деятельности в сравнении с бумажным документом, а также упростит представление данных о трудовом стаже при трудоустройстве. Напоминаем, что с 1 января 2021 года граждане могут устраиваться на работу, используя электронные трудовые книжки. Рассказываем, как они работают и почему не надо бояться современных технологий.

Не обязанность, а право
Работодатели по выбору работника теперь могут вести трудовые книжки в электронном виде. Изменения затронут около 60 млн работников и 8,4 млн хозяйствующих субъектов, включая предпринимателей без образования юридического лица.
Для тех, у кого уже есть трудовая, переход на электронную версию — возможность, а не обязанность.

Заявление
Если вы не подали заявление работодателю до 31 декабря 2020 года, трудовая останется в бумажном виде. Если у вас не было возможности уведомить работодателя, то книжка будет сохранена в бумажном виде до того момента, пока вы от нее не откажетесь.

Работник, подавший заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажном формате, имеет право в дальнейшем подать работодателю письменное заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде.

Цифровизация
Тем, кто впервые поступает на работу после 31 декабря 2020 года, бумажные трудовые книжки оформляться не будут. Администрировать систему будет Пенсионный фонд России — фактически в ПФР будет создан дублер трудовой книжки.
При этом переход не будет резким — это очень важно.

Зачем они нужны?
В первую очередь электронные трудовые книжки избавят бизнес, отделы кадров компаний от излишних трудозатрат. Это особенно важно для крупных предприятий с большим числом сотрудников.

Также они сведут к минимуму риск потери работниками сведений о своем трудовом стаже, освободят их от обязанности самим заниматься восстановлением данных о том, где и сколько они работали.

Ситуации, когда вследствие реорганизации или ликвидации организации работник не может подтвердить свой стаж, уйдут в прошлое.

Работник может получить сведения о трудовой деятельности:
— у работодателя по последнему месту работы — на бумажном носителе или в форме электронного документа;
— в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг — на бумажном носителе;
— в ПФР — на бумажном носителе или в форме электронного документа;
— на Едином портале государственных и муниципальных услуг — в форме электронного документа.