Телефонное мошенничество: в регионе работает горячая линия

Южноуральцам советуют не отвечать на вызовы с незнакомых номеров и набрать *1593

Более 900 миллионов рублей потеряли с января по ноябрь 2022 года южноуральцы, которые повелись на уловки телефонных аферистов. По данным ГУ МВД России по Челябинской области, всего с начала года зарегистрировано свыше 5,5 тысяч преступлений в IT-сфере. Раскрывать их сложно, так как часто мошенники либо звонят из-за границы, либо хорошо шифруются. В прошлом году потерпевшим возмещено лишь 2,4% от общей суммы нанесённого преступниками ущерба, сообщает Центр общественного мониторинга и проектов Челябинской области.

За последние полгода подавляющему большинству россиян (83%) приходилось иметь дело с телефонными мошенниками. По сравнению с прошлым годом показатель вырос на семь пунктов. Общение с преступниками обернулось значительным материальным ущербом для 6% тех, на кого выходили мошенники.

Злоумышленники входят в доверие, давят на эмоции и чувства, вводят в заблуждение, с каждым разом совершенствуя мошеннические схемы. Наиболее распространённые ситуации:

  • звонок из банка или от якобы родственников;
  • SMS-просьба о помощи;
  • сообщения с кодом подтверждения;
  • навязчивые звонки-призраки с номеров, перезвонив на которые, вы лишитесь энной суммы, сразу же списанной с вашего устройства.

Чтобы минимизировать число таких преступлений и постараться оградить от последствий южноуральцев, Центр общественного мониторинга и проектов Челябинской области запустил горячую консультационную линию по противодействию телефонному мошенничеству. Чтобы воспользоваться ею, достаточно набрать на мобильном телефоне короткий номер: *1593. Специалисты готовы консультировать ежедневно, с 9 до 18 часов. Звонок бесплатный.

Как правило, полицейские рекомендуют при разговоре с возможными мошенниками прервать разговор и перезвонить в банк по телефону, указанному на оборотной стороне карты. Однако карты может не оказаться под рукой. К тому же телефон на ней написан мелким шрифтом, и бывает трудно его разглядеть. А горячие линии банков нередко усложнены голосовыми помощниками, выйти на живое общение с оператором сложно. Поэтому и было принято решение создать данную горячую линию *1593. Сотрудники call-центра обрабатывают информацию, дают дальнейшие инструкции.

«Мы призываем жителей Челябинской области вообще не отвечать на вызовы с незнакомых номеров, так как в большинстве случаев это и есть мошеннические звонки, – комментирует руководитель АНО «ЦОМ» Олег Гербер. – Но если разговор всё же начался, то рекомендация одна: положить трубку и набрать *1593».

В Центре общественного мониторинга также советуют южноуральцам настроить на мобильных телефонах и смартфонах родственников (особенно пожилых) идентификацию вызовов. Это может быть либо спам-фильтр от крупных компаний (Яндекс, 2ГИС, VK и др.), либо полная блокировка неизвестных номеров, которую можно установить в настройках устройства.