В регионе взлетели цены на морковь, картошку и свёклу

Как объясняют рост стоимости народных овощей эксперты и торговые сети

Фото из открытых источников

Морковь, картофель и свёкла подорожали в несколько раз. Если пару месяцев назад килограмм «борщевых» овощей можно было купить за 30–40 рублей, то сейчас стоимость доходит до сотни, причём как в сетевых магазинах, так и в киосках. Люди кипят от возмущения, не понимая, с чем связан скачок — сезонностью или жадностью.

По словам заместителя губернатора Челябинской области Сергея Сушкова, сейчас мы наблюдаем обычный сезонный рост цен. В конце весны — начале лета овощи традиционно дорожают. Урожай прошлого года закончился, новый ещё не вырос, из-за этого приходится закупать товар на юге или за рубежом.

— Мы самодостаточный регион и, например, картошки производим больше, чем потребляем, и даже продаем её в другие регионы. Но существует такая проблема: мы не можем хранить продукцию в течение всего года, — объяснил Сергей Сушков, курирующий Министерство сельского хозяйства области. — Несмотря на то что регион постоянно вводит новые мощности, пока недостаёт хранилищ, где овощи могли бы оставаться свежими в течение долгого времени. Поэтому, когда наши запасы заканчиваются, товар приходится ввозить из южных районов России или других стран, если говорить о картофеле.

Аналитик финансовой группы «Финам» Алексей Коренев тоже говорит о сезонном колебании цен, но резкое повышение стоимости «борщевого набора» связывает больше с инфляцией издержек. Как объясняет специалист, расходы выросли почти на всех этапах: от поля до прилавка. Больше тратить стали и сельхозпроизводители, и логистические компании, и ритейл. Повышаются цены на удобрения, на топливо (на дизеле работают грузовики, которые доставляют в магазины готовую продукцию), на оборудование. Например, в магазинах стоят в основном импортные холодильники, которые покупаются и обслуживаются за валюту, а курс рубля в прошлом году заметно упал.

Информагенство 74.ru направило запросы по поводу повышения цен в сети магазинов «Пятерочка», «Магнит», «Лента» и SPAR. На момент публикации материала ответы поступили только от SPAR и «Пятерочки».

— Стоимость продуктов на полках магазинов зависит от множества факторов, например, курса валют, цен на сырье, упаковку, изменений в логистике, дисбалансов спроса и предложения, — прокомментировал руководитель макроэкономического анализа X5 Group («Пятерочка») Илья Федоров. — В случае с корнеплодами произошло сокращение предложения в весенний период. Неудовлетворительное качество урожая корнеплодов в прошлом году отрицательно сказалось на сроках их хранения. В результате к весне предложение овощей борщевого набора оказалось меньше обычного.

Представитель компании SPAR отметил, что до появления нового урожая снижения закупочных цен не ожидается, но сеть со своей стороны будет проводить работу для сдерживания дальнейшего роста.

Экономисты отмечают, что повышение стоимости товаров происходит на фоне падения доходов россиян. Сам бизнес не заинтересован в таком раскладе.

— Потребитель уходит в более дешевый ценовой сегмент, начинает покупать то, что попроще, внимательно смотреть на ценники и брать ровно столько, сколько ему нужно — не так, как раньше: заехал в супермаркет, тележку набил, а потом уже думаешь: «Нужно мне это или нет?», — комментирует Алексей Коренев. — Кроме того, люди начинают очень активно покупать по всевозможным акциям, скидкам и так далее.

По мнению специалиста, в четвертом квартале стоимость «борщевого набора», скорее всего, перестанет расти и начнёт даже немного откатываться назад. Производители не должны долго держать слишком высокие цены. Они вынуждены будут искать внутренние резервы, оптимизировать издержки — иначе у них начнется затоваривание, потому что люди просто не смогут покупать продукцию.