Труженик тыла и ветеран труда

Андрей Алексеевич Лисицин принадлежит к поколению тех, кому довелось ударно потрудиться в годы Великой отечественной войны, а после Победы восстанавливать разрушенное народное хозяйство.

0 0 votes
Рейтинг статьи

Андрей Алексеевич родился 13 апреля 1929 года в Сосновском районе Тамбовской области.  В 1940 году семья Лисициных (родители и пятеро детей, из которых наш герой был младшим) в числе других по решению Совнаркома  поехала на Южный Урал.

— Ехали мы десять дней, прежде чем добрались до Янгельки, где в те годы  был создан колхоз «Победа», — рассказывает Андрей Алексеевич. – Там нам выделили небольшой домик. Он, к слову, стоит в деревне до сих пор. Дали корову, другую живность…

 В перерывах между школой и домашними делами мальчишки играли в войну. И даже не представляли, что скоро столкнуться с ней в действительности. Лето 41-го Андрей Алексеевич помнит хорошо.

— Ночью вдруг в селе какой-то шум поднялся непонятный, а утром мужики  стали говорить о том, что война началась. К концу дня все собрались на площади. Одни плакали, другие, напротив, бравировали, дескать, мы им сейчас покажем «где раки зимуют»…

 И полетели в село повестки.

По пять – шесть мужчин уходили на фронт ежедневно, — рассказывает Андрей Алексеевич. – Отца забрали на второй день. Старший брат Иван, который к тому времени проходил срочную службу, также был отправлен на передовую.  Через месяц годных к воинской службе в Янгельке не осталось. На фронт забрали и почти всех лошадей…

 Вскоре в село стали приезжать эвакуированные семьи. С Ленинграда, Мурманска, других городов. Их размещали в домах. Где одна семья, где две.

— У нас в колхозе денег ни у кого не было, — вспоминает Андрей Алексеевич. —  А у приезжих с собой были какие-то деньги. Они быстро скупили все то немногое, что было в магазине. Запасы продуктов в колхозе также значительно поубавились. В общем, дотянули мы кое-как до весны, а потом пошли собирать колоски в полях. Когда началась посевная, все кто мог работать вышли на полевые работы. Чтобы не тратить время на дорогу домой, и обратно жили в поле. Рабочий день продолжался с рассвета и до темна. Из еды суп  — затерюха…

В 13 лет  Андрей Алексеевич уже был погонщиком, когда подошло время сенокоса, ему доверили лобогрейку, а вскоре и комбайн. 

— Так и жили в поле, с матерью и то виделись редко, пару раз в месяц, — вспоминает Андрей Алексеевич. —  Ждали писем с фронта. Зимой 1943-го года Иван прислал письмо, в котором сообщил, что они под Орлом, вышли из боя.Впереди 3 дня отдыха. Это было его последнее письмо. Уже спустя время пришло известие о том, что он «пропал без вести». Не суждено  было вернуться домой и отцу.  Алексей Иванович пропал без вести в апреле 1943 года на Волховском направлении под Ленинградом. Там, как известно, были тяжелейшие бои, а поиски погибших продолжаются и по сей день.

В том же 43-ем  на фронт ушла 18-летняя  сестра Андрея Алексеевича   — Евдокия, в 1944-ом брат Михаил. В это же время  его самого командировали на лесозаготовки. Каждый из них приближал Победу как мог.

— Нас отправляли по три человека с каждого колхоза, — рассказывает ветеран. –  Ехали вместе с колхозными лошадьми. До Нязепетровска доехали в теплушках, затем уже своим ходом. Зимы тогда были суровые, снега под два метра, а норма в день 4 километра. Семь кубометров «метровок» — так мы называли  напиленные по размеру брёвна, должен был подготовить каждый из нас. Лошади степные, ходить по лесам не приучены, то и дело вязнут в снегу, падают. Приходилось их распрягать, вытаскивать, снова запрягать…

 Тем, кто выполнял норму, в качестве поощрения, давали в обед две картофельные котлетки, сдобренные несколькими каплями масла. Ещё в «меню» был зелёный борщ и низкокачественный хлеб, который ребята в обиходе называли  «промазкой»…

  К началу посевной  Андрей Алексеевич вернулся домой. Голод, холод, тяжёлые условия привели к тому, что ходить он практически не мог. Ноги сводило судорогой. Месяц мама выхаживала его  как могла.  Затем он сам стал засыпать ноги горячей землёй, и боль стала отпускать. Шла весна 1945 года. Вскоре в село встали возвращаться фронтовики. Кто без руки, кто без ноги, кто контуженный. Андрей Алексеевич трудился механизатором.  В любую погоду от зари и до зари «пропадал» он в поле.

— В июне 48-го мне принесли повестку из военкомата. Утром уже была отправка. Нас повезли в Челябинск. Оттуда эшелон отправили, как нам сказали, в Австрию, — вспоминает ветеран. — Проехали мы всю Россию, однако в Харькове пришёл приказ оставить нас на территории Западной Украины.   Три с половиной года нас учили воевать: управлять танками, самоходными орудиями…

 Лишь в 1952 году Андрей Алексеевич вернулся в Агаповку, где к тому времени жили мама с братом, и сменил кабину танка на кабину бульдозера. Работать приходилось на двух карьерах: несколько дней на известняковом, потом  — на доломитовом.   Почти 20 лет отработал Андрей Алексеевич водителем, потом ещё 17 – бригадиром по ремонту оборудования. В 1989 году  ушёл на пенсию, но отдыхать, долго не пришлось.  Спустя год он, по просьбе педагогов, стал работать вахтёром в ФОКе. И проработал здесь ещё без малого девять лет. И все эти годы рядом с нашим героем была его жена, его верная спутница и настоящая половинка Лидия Егоровна.

Андрей Алексеевич и Лидия Егоровна Лисицины

— Мы познакомились здесь на Промстрое, — рассказывает Андрей Алексеевич. – Помните, была такая круглая танцплощадка, где собиралась вся молодёжь. Мы с другом также ходили. Как-то шли домой, разговаривали, решили, что пора жениться. Ты кого пойдёшь сватать?- спросил я у него.

 -Нину – ответил он. — А я Лиду…

В декабре 1954-го Андрей и Лида сыграли свадьбу. Семейную жизнь  начинали в комнате 14 квадратных метров.

 —  Свекровь, брат Андрея Михаил и мы за занавеской, — смеётся Лидия Егоровна. — Это уже спустя годы у нас появилась сначала своя комната, потом благоустроенная квартира…

Впрочем, бытовые трудности супругов не смущали. Они были молоды, здоровы, счастливы, а всего остального привыкли добиваться своим трудом.

— Папа у нас и сейчас сидеть без дела не может, — говорят дочери юбиляра Татьяна и Надежда. – Зимой корзины плетёт,  летом в саду хлопочет, а раньше и вовсе то одним занят, то другим.

Супруги воспитали двух дочерей, четырёх внуков и семь правнуков

Вот и сейчас в квартире Лисициных на подоконнике подрастает рассада, а глядя на энергичных и улыбающихся супругов, не верится, что  Андрею Алексеевичу  уже 90, а Лидии Егоровне 86, из которых уже почти 65 лет они идут по жизни вместе!

От имени всех читателей газеты, мы хотим присоединиться ко всем поздравлениям, которые прозвучали в эти дни в адрес Андрея Алексеевича и его супруги и пожелать им здоровья, счастья и благополучия ещё на долгие долгие годы!              

guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments