Минувший понедельник для жителя Агаповки Николая Ивановича Шубина начался не совсем обычно. Поздравить его с юбилейным, 90-м днём рождения приехали представители соцзащиты, сельского поселения, районного Совета ветеранов.
– Мы все давно и хорошо знаем Вас, дорогой Николай Иванович, – обратилась к виновнику торжества председатель ветеранской организации Любовь Знаменская. – Вы из тех, о ком можно смело сказать «гордость Агаповского района»…
Вся жизнь Николая Ивановича связана со «столицей» нашего района, хотя родом он из деревни Шубинка Пензенского района.
– И много вас Шубиных там было? – спрашиваю у юбиляра.
– Да почти все, – улыбается он. – Но мы там недолго прожили. Приехали сюда, в Агаповку, ещё до войны. Мать одна растила нас – меня и брата с сестрой. Здесь жили два её брата – вот и решила к ним поближе перебраться. Купили на Флюсовой землянку, мама устроилась работать стрелочницей. Зимы были суровые, и ребятишки частенько бегали помогать матери чистить снег.
Николю Ивановичу было почти десять, когда началась война. 22 июня 1941 года он помнит в деталях:
– В выходные сюда, на Богатый остров, приезжали отдыхающие. На станцию, которая называлась Трудовая, прибывал специальный пассажирский поезд. Так было и в тот воскресный день. Уже к вечеру на станцию приехал посыльный из военкомата, сообщил, что началась война.
Почти все ушли на фронт, дядя Ваня и дядя Гриня тоже получили повестки. Остались лишь те, кто не мог воевать, и кто получил так называемую бронь, – вспоминает Николай Иванович.
Все военные годы Николай, как и все подростки, помогал взрослым там, где это было необходимо. В один из дней ему пришла повестка. Необходимо было приехать в Магнитку в ФЗО – так в те годы называлась школа фабрично- заводского обучения.
– Не хотел я из дома уезжать, но пришлось, – вспоминает юбиляр. – Приехали. Мать пошла узнавать что и как, а я у ребят спрашиваю: «На кого вас здесь учат?» – «На плотников». Так на плотника я и у себя дома могу выучиться, решил я и… сбежал обратно.
На следующий день Николай уже был в стройчасти. Услышав просьбу мальчишки принять его в цех, начальник Борис Иванович Таупкин согласился. Учеником Николай оказался прилежным, поэтому мастера охотно делились с ним секретами своего ремесла.
– В этой «должности» я пробыл до конца войны, – рассказывает мой собеседник. – И известие о победе встретил на крыше конюшни (мы тогда строили конный двор). Только забрались, слышим – женщины кричат. Что такое?! Победа! Война закончилась! Слава Богу! Всем нам в честь такой радости дали выходной…
А в сентябре, когда разновозрастные мальчишки и девчонки уже спокойно приступили к учёбе, Николая направили в ЖДТ – на практике осваивать профессию машиниста. Там он и проработал вплоть до ухода в армию.
– Это было в 1949-м. Нас, 800 ребят из Челябинской области, отправили на «товарняке» в Калининград. Город был весь в руинах, одни трубы торчали. Мы решили, что нас отправят в стройбат восстанавливать разрушенное, но нет, командование поставило другие задачи…
Какие конкретно, Николай Иванович не уточняет, говорит, не велено было. Домой он вернулся спустя три года, а вскоре женился.
Со своей будущей супругой Николай был знаком с детства – жили в одном бараке по соседству. Вернувшись из армии, узнал, что Рая, получив профессию медсестры, по направлению уехала работать в Анненск. Как-то она приехала домой всего на два дня. Николаю этого времени вполне хватило, чтобы понять – она именно та, с кем он хочет связать свою жизнь.
– Я поехал за ней, привёз назад, а вскоре мы поженились, – говорит юбиляр. – Свадьбу сыграли, может, и небогатую, зато дружную, весёлую…
Жить стали в маленькой барачной квартире, где пришлось делить кров шестерым жильцам, через три года молодым дали отдельную квартиру. Шли годы, семья росла. Супруги воспитывали троих детей – двух сыновей и дочку.
– Как жили? – переспрашивает мой вопрос Николай Иванович и чуть помолчав, отвечает: – Да как все. Я работал машинистом тепловоза, Рая – патронажной сестрой в детской консультации…
Спокойную, добрую и мягкую Раису Васильевну без преувеличения помнят все дети райцентра, которым довелось бывать у врача в 60, 70, 80-е годы. Через её руки прошли тысячи ребятишек разного возраста – от новорождённых малышей до 16-летних подростков. В общей сложности 44 года отдала Раиса Васильевна заботе о детях. За добросовестный труд было заслужено немало благодарностей и наград, в том числе и звание «Отличник здравоохранения».
Бытовых трудностей, конечно, хватало. Взять, к примеру, то, что когда в их доме проводили центральное отопление, многодетной семье три месяца пришлось жить в хозсарае в полном смысле слова в походных условиях. Но Николай и Риса из того поколения, которое такими «мелочами» не испугать. Поэтому вместе они отметили и золотую и бриллиантовую свадьбу. Вместе вырастили детей, нянчили внуков, радовались правнукам. К сожалению, несколько лет назад Раисы Васильевны не стало. Пережить потерю своей «половинки» Николаю Ивановичу помогла семья и садовый участок, который они когда-то взяли в коллективном саду «Юность».
– Папа у нас садовод отменный, – говорит Сергей, младший сын юбиляра. – Сколько помню, он с весны до осени «пропадал» на участке, изредка выбираясь на рыбалку. Он и сейчас всё выращивает сам: лук, картофель, овощи. У старшего внука несколько лет назад яблоньку посадил – прижилась, уже плодоносит…
Хотите – верьте, хотите – нет, но и сейчас Николай Иванович обеспечивает родных рассадой помидор, а в сад ездит на своём мотоцикле «Урал».
От души желаем железнодорожнику, садоводу и просто хорошему человеку Николаю Ивановичу Шубину оставаться таким же добрым и активным ещё долгие-долгие годы. С юбилеем!
Надежда Лавритова