А творчество продолжает вдохновлять

30 марта нашему земляку, самодеятельному художнику, прозаику, казаку Виктору Фатееву исполнилось бы 85 лет

Виктор Дмитриевич родился 30 марта 1940 года в Челябинске. Отец был военным, погиб в годы войны, когда маленькому Вите было два годика. Воспитание Виктора взяла на себя бабушка, которая жила в селе Алексеевка Варненского района.

Детство у маленького Вити было голодное, тяжёлое. Но никакие трудности не смогли затмить стремление к знаниям и художественные способности. Ещё в школьные годы он увлёкся рисованием, и это занятие пригодилось ему в дальнейшем.

Переехав в 1962 году в Агаповку, художник два раза в неделю посещал изостудию ММК в Левобережном дворце культуры металлургов. В конце 1960-х годов занимался оформительской деятельностью.

Первые работы Виктора Дмитриевича как самостоятельного художника были выполнены карандашом, затем им были освоены пастель, масло, сангина, тушь. Виктор Дмитриевич пробовал себя в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая тематика, иконография. Его кисти принадлежит оформление книги Марии Некрасовой и сборника стихов Анатолия Волкова.

«Золотой закат, золотой наряд»

Своей первой настоящей картиной Виктор Дмитриевич считал портрет любимой жены и хранительницы их семейного очага.

«Первая моя серьёзная работа – это «Ниночка». Писал тайно на 50-летний юбилей супруги с чёрно-белой фотографии, говорил автор. – Потом были портреты Кашириной Валентины Ивановны, работников Райпотребсоюза и другие…»

Начиная с 1987 года, Фатеев был постоянным участником и дипломантом районных и областных фестивалей творчества людей с ограниченными возможностями здоровья «Смотри на меня, как на равного» и фестивалей творчества ветеранов ММК «Творить мы не устали», областных смотров народного творчества «Богат талантами Урал», принимал участие в коллективных передвижных выставках магнитогорских и агаповских художников. 30 лет назад в стенах районного краеведческого музея прошла первая персональная выставка работ самодеятельного художника. Односельчанам она пришлась по душе. Потом были ещё и ещё…

«Тёщенька моя»

В 1997 году Виктор Дмитриевич, владевший техникой резьбы по дереву, принял предложение о разработке проекта алтарной преграды для строящегося храма Владимирской иконы Божией Матери в райцентре. После утверждения его в епархии художник занялся изготовлением Царских врат храма в технике прорезная ажурная резьба по дереву. За эту кропотливую и трудоёмкую работу был награждён Георгиевским крестом III степени. Он также принимал непосредственное участие в возведении в правобережной части Агаповки часовни в честь павших воинов к 50-летнему юбилею Победы.

Образ Владимирской Божьей Матери

С лёгкой руки нашей землячки, журналиста Валентины Минуллиной в 2002 году Виктор Дмитриевич занялся литературным творчеством. Его миниатюры, короткие рассказы, зарисовкичасто появлялись на страницах коллективных сборников и альманахов, в том числе в альбоме «Золотые россыпи Агаповки», публиковались в районной газете «Звезда», в городской газете «Магнитогорский металл». В 2008 году в Челябинске вышла его первая книга «Старый конь». С самого основания литературного объединения «Красный Яр» принимал активное участие в творческой и общественной жизни района.

Виктор Дмитриевич был старейшиной ХКО «Хутор Агаповский» Второго казачьего военного отдела Оренбургского казачьего войска. В феврале 2020 года несколько его известных картин на православную тему приняли участие в выставке «Казак без веры не казак» в Уйске, за что художник был награждён от главы посёлка.

Со своей супругой Ниной Ивановной, Музой и помощницей, соратницей и главным творческим вдохновителем, много лет прожили душа в душу,вырастили и проводили на дорогу жизни двоих детей, были награждены президентской медалью «За семейную доблесть».

А творчество Виктора Дмитриевича не устаревает. Оно продолжает вдохновлять, задумываться о важном в жизни, любви, сложностях человеческих отношений.

Валентина Платонова, завотделом обслуживания Агаповской центральной библиотеки


Мы, дети сороковых…

Посвящается Юрию Костыреву

Разбуженный эхом далёким,

Я в сороковые вернусь…

Чьё детство тогда было лёгким,

Отчизна моя, моя Русь?

Прозрачные щи из крапивы

С лепёшками из лебеды…

Могучими стать бы могли вы

С «вегетарианской» еды?

И я на крыльцо в пять ступеней

Не мог без привала взойти:

На третьей ступеньке колени

Сдавали – на полпути.

Но я поднимался и дальше!

Твердил себе: «Витя, держись!»…

Так всё поколение наше

Упрямо сражалось за жизнь.

На фронте отец потерялся,

Мать сгинула не найти.

Я падал и поднимался,

Но рос потихоньку в пути.

Я – в дедушках нынче. И внукам

Шепчу, гладя по головам:

Дай Бог, чтобы наша наука

Вовек не сгодилась бы вам.

• • •

Оставил на память

Отец мне письмо

Прощальное, как завещание.

Написано твёрдой рукой оно,

Скупою слезой скреплено:

«Сегодня я ночью на фронт ухожу,

Быть может, не встретимся более.

Быть может, я голову где-то сложу,

Рассеется прах в чистом поле.

Расти же, сынок, и будь молодцом,

Люби труд, свой народ и науку,

Ты отчизной своею гордись!

В этом счастье твоё

И моя в том порука.

 

• • •

Завещание

Давно уж я не молод,

Но с каждым годом

В памяти ясней

Тяжесть тех далёких дней,

Когда фашизма нечисть чёрная

Попрала Родиной моей.

Отец-офицер рвался в бой,

А ему всё давали отсрочку –

Учил он бойцов строевой

И метко стрелять (точка в точку).

Ушёл он на фронт в сорок втором,

Когда фрицы рвались (in Moskav),

Было с дороги одно лишь письмо.

И

Как в преисподнюю канул.

Да что говорить?!

Преисподняя и есть:

Море крови, огня,

Взрывов бомб и снарядов шквалы.

Я знаю об этом лишь по кино

Да по рассказам бывалых.