С Борисом Васильевичем я знаком много лет, поэтому знаю, сколько он вложил сил и труда в музыкальную культуру района. Он родился и вырос в многодетной семье (девять детей!) в Агаповке На днях ему исполнилось 80 лет! Мама Мария Корнеевна была домохозяйкой. Многодетная семья ютилась в полуземлянке. Не хватало еды и одежды. Двое братьев Бориса умерли в детстве. Отец Василий Афанасьевич был единственным кормильцем в семье. Он работал кузнецом на конном дворе ИДК — в довоенные и военные годы гужевой транспорт был основным. Отец ковал лошадей, выполнял другие кузнечные работы. В те времена профессия кузнеца ценилась высоко, поэтому с началом войны он получил бронь: без его рук в работе карьера начались бы сбои. Но вот зарплату платили мизерную, выручал огород. Борис закончил 7 классов агаповской школы, дальше учиться возможности не было – надо было помогать кормить семью. Вот и устроился грузчиком. Судьба братьев и сестёр сложилась по-разному. Кто-то даже высшее образование получил, кто-то работал на комбинате, кто-то всю жизнь шоферил.
В 10 лет Боря впервые взял в руки гармошку у друга В. Зобнина. У него получил и первые уроки игры не только на гармошке, но и на баяне. К 18 годам благодаря настойчивости по самоучителю он изучил нотную грамоту и достиг значительных успехов в игре на музыкальных инструментах. Талантливого паренька пригласили в РДК баянистом вместо Сергея Роганова. Через год Бориса призвали в ряды Советской Армии, служил он в Белоруссии. За умение играть на баяне там его назначили руководить армейским клубом. В 1960 году в связи с сокращением вооружённых сил СССР на 1 200 000 человек по инициативе Н.С. Хрущёва, Бориса Хардина перевели в другую воинскую часть – баянистом клуба при стройбате. Там строили площадки для ракет. Активный и инициативный Хардин организовал там кружок художественной самодеятельности и ездил с ним давать концерты по соседним воинским частям. В армии он освоил ещё и профессию водителя, так что сам возил свой коллектив «по гастролям» на грузовом ГАЗ – 63.
Под новый 1963 год, переслужив три месяца, Борис вернулся в Агаповку. К этому времени он накопил богатый опыт игры на гармошке и баяне, поэтому решил получить музыкальное образование заочно. В Агаповском ДК место баяниста было занято, и Борис устроился в ДК Калибровочного завода. Сдал экзамены в музыкальное училище Магнитогорска без труда, исполнив произведения, которые играют на старших курсах. Пять лет он старательно учился. А после училища пришёл работать в музыкальную школу Агаповки. Директором РДК в те годы была Валентина Петровна Землянухина, которая и пригласила молодого музыканта в клуб на ставку баяниста. Там он организовал замечательный коллектив – ансамбль «Колорит», в который вошли и две сестры Дорошенко – Люба и Люда. А Борис совмещал работу в РДК с ДК ИДП – был аккомпаниаторам большого хора работников карьера. После училища Борис женился на очень способной в музыкальном отношении девушке Галине Жилиной. Её многодетная семья проживала в очень компактном и уютном посёлке Лисья Гора, люди там жили дружно и очень гордились своей деревенькой. При каждом доме был сад. Галя с детства отличалась трудолюбием, выдержанным и весёлым характером. А ещё у неё был прекрасный музыкальный слух. После окончания Троицкого училища она работала воспитателем в детском саду ИДК и пользовалась заслуженным уважением коллектива. Сегодня уже не молодых Галину и Бориса радует своими талантами дочь Жанна. Она хорошо поёт, танцует, вяжет и вышивает – на все руки мастер.
Ещё одно детище Бориса Васильевича – хор «Русская песня». Коллектив успешно выступал на самых разных площадках, награждён множеством грамот и дипломов. Заслуженно удостоен почётного звания «народный». А Борис Хардин отмечен Законодательным Собранием области. Вся семья Хардиных были бессменными участниками хора. В «Русской песне» блистала и его солистка Раиса Никулина. Но с выходом на пенсию Бориса Васильевича, коллектив потерял руководителя и развалился… Есть желающие его возродить, но получится ли у них это – предсказать не берусь.
Николай Знаменский, с. Агаповка