Екатерина Ильинична Ионова (Савельева) гостей встретила взволновано, пристально всматриваясь в их лица. На просьбу поделиться воспоминаниями о жизни в годы Великой Отечественной войны ответила, что не сможет помочь – слишком давно это было. Ей уже 91 год. Да и память последнее время подводит. Но вскоре, успокоившись, стала неторопливо отвечать на вопросы. Полились воспоминания, где возникали картины прошлого с необыкновенной ясностью и яркостью.
— Когда началась война, мы жили в «Молочно-овощном совхозе». Молодые девчонки помогали старшим: сопровождали грузовики с зерном на элеватор в качестве охранников. Худенькие, тщедушные девчушки горделиво восседали в кузове, выполняя задание Родины: доставку золотого запаса в закрома. Собирали колоски на полях после уборочной. Уставали: ныла спина и ноги, безумно хотелось спать. Взрослым, работающим в поле, носили похлёбку. Она состояла из лебеды сверху слегка сдобренная мукой. Заботливо заворачивали в полотенце, чтобы не остыла. Знали, что некогда старшим прийти домой на обед. Но молодость, энтузиазм брали своё. Если в клубе загорались окна – значит танцы. Усталость как рукой снимало. Здесь же смотрели хронику с боевых действий. Свято верили, что победа будет за нами.
Шли чередой дни похожие один на другой. И вдруг, в один из весенних дней Катя увидела, как за окном со всех улиц люди бегут к трибуне, установленной в центре посёлка. Здесь обычно слушали сводки информбюро, собирались на митинги. Новость ошеломила всех: сообщили о безоговорочной капитуляции немцев и окончании войны. Люди обнимали, целовали друг друга и кричали: «Ура!». Ликование было целый день. В честь Победы в этот день в магазине всем бесплатно дали по 150 граммов хлеба. Продавец обмакивала нож в воду чтобы, не дай Бог, не раскрошить буханку! Резала её аккуратно и вручала каждому подходящему как награду за веру и силу духа. Вкуснее этого кусочка не знавала Катя в жизни. Этот вкус в ощущениях помнится до сих пор.
Несмотря на суровое военное время, школа работа и семилетнее образование девушка получила. У Екатерины была неимоверная тяга к знаниям. Учёба ей давалась легко, и вскоре она едет в школу рабочей молодёжи Магнитогорска и успешно её заканчивает. Грамотную, активную девушку приметил редактор газеты «Магнитогорский металл» и пригласил на работу корректором. А вскоре она уже работала в горвоенкомате, где вела картотеку. Серьёзную, ответственную работницу избирают секретарём комсомольской организации. Судьба даёт ей ещё один главный шанс: однажды Катя увидела в газете объявление о приёме абитуриентов в Свердловскую юридическую школу. С замечательной характеристикой, данной начальником политотдела г. Челябинска, она ехала в 1954 году на вступительные экзамены. Волнение зашкалило, когда Екатерина увидела себя в списках поступивших. Два года учёбы пролетели, словно один миг.
Специалисты такого уровня были на вес золота. Екатерину Ильиничну Челябинский областной отдел пенсионного обеспечения направляет на работу в Агаповский район, где она с 1963 года возглавила Агаповский райсобес. Дважды проходило реформирование района, которое молодой специалист стойко выдержала. В 1987 году ей назначили персональную пенсию. Но не усидела Екатерина Ильинична дома, позвали её помочь райсобесу Магнитогорска, где она задержалась на 11 лет, делясь богатым опытом работы.
Люди старшего поколения, прошедшие суровые годы войны, обладают необыкновенной стойкостью, патриотизмом, любовью к своей стране и людям, живущим рядом. Но не одной работой жила наша героиня. Она создала семью, прожила с мужем Павлом Григорьевичем долгую счастливую жизнь, родив и воспитав двух талантливых дочерей, которых супруги назвали красивыми и глубоко символичными именами: Вера и Надежда. Ведь именно вера и надежда помогли им выстоять и победить.