Фёдору Михайловичу Достоевскому, имя которого в прошлом году чествовалось широко в связи с 200-летием со дня его смерти, принадлежит и меткое высказывание: «Преступление всегда останется преступлением… грех всегда будет грехом, постыдным, гнусным, неблагородным, на какую бы степень величия вы ни вознесли порочное чувство!»
И это высказывание, согласитесь, тесно связано с широким понятием нравственности, которая всякая, по определению того же Достоевского, выходит из религии, ибо религия есть только формула нравственности. Что же кроется за понятием «нравственность в идеальном смысле», и насколько важно знать это взрослым, которые готовят своих детей к самостоятельной жизни в сложном мире, и самим детям, чтобы идти по жизни беспорочно в своё же благо? Об этом мы беседуем с благочинным Агаповского благочиния протоиереем Сергием Резеповым, настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери.
– Отец Сергий, в понимании современного человека нравственность – это совокупность норм поведения, моральные качества человека. По большому счёту, согласно этому определению, и в современном обществе человек должен стремиться к своему совершенству, а на деле за видимой пристойностью кроется много злого. Неслучайно по этому поводу у гениального мыслителя Ф. Достоевского есть и соответствующая формулировка: «Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам».
– Нравственность как категория человека актуальна всегда. В истории человечества не было времени, чтобы её нормы или требования исполнялись в идеале. По греховности человека, конечно. И сейчас мир не совершенствуется, а изощряется в неблаговидных поступках отдельных людей. Почему так происходит? Светские люди, как правило, руководствуются житейскими принципами, за которыми, образно выражаясь, много подводных камней, игнорирование которыми и ведёт к ошибкам разного рода. Ориентироваться по жизни нужно святоотеческим наставлениям. Ведь в понятиях гражданской и христианской нравственности есть разница. Если в гражданском понимании нравственность – это совокупность правил, то христианство принесло в мир более возвышенное понимание нравственности. Оно основывается не на оценке по внешним критериям, а на расположении самого сердца человеческого. По словам Священного Писания, Бог «знает тайны сердца» (Пс.43:22), и Господь наш Иисус Христос открывает нам в Евангелии, что начало греха зарождается в глубине человеческой души, в нашем сердце: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19). Поэтому критериев одной только естественной нравственности недостаточно для того, чтобы человека признать добрым и этически совершенным.
Другими словами, просто нравственность и нравственность христианская – понятия, существенно отличающиеся. Христианская добродетель всегда выше чисто природных чувств, так как предполагает их превосхождение, ради высшей ценности – Царства Божьего, то есть обожения.
– Батюшка, философы, богословы и многие писатели заявляют в той или иной форме о главенстве совести в нравственной жизни. Однако совесть в зависимости от воспитания, от образа жизни, от окружающего человека внешнего влияния может быть не только благой и доброй, но и нечистой, порочной, осквернённой, слабой, сожжённой, немощной…
– Это так. Но в Священном Писании и понятию совесть соответствует термин «сердце». И голос совести – это внушение сердца человеческого, в котором отражается повеления Закона Божьего, голос Самого Творца. По словам святителя Иоанна Златоуста, чистая совесть есть результат праведной жизни и праведных дел. Соответственно, неправедная жизнь искажает голос совести либо заглушает его. При этом у человека происходит переворот в системе нравственных ценностей, так что, по слову Писания, зло представляется добром, и добро – злом, «тьму почитают светом, и свет – тьмою» (Ис.5:20).
– Батюшка, по расхожему мнению современников, человек может поступать хорошо и делать добрые дела и без веры в Бога из-за своих «принципов» или привычки быть честным по отношению к другому человеку…
– Конечно, может. И таких примеров немало. Однако такое поведение есть проявление тонкой гордыни, изощрённого тщеславия. Такой человек как бы говорит сам себе: «Вот я какой, вот какие у меня убеждения, другой бы на моём месте поступил бы иначе, а я не хочу быть как все!». Дела без веры и без Бога посвящены миру сему либо своему собственному Я, своему тщеславию. От них же человек и получает свою награду – славу, почёт, честь, самомнение, самоудовлетворение… Но не стоит обольщаться этим. Такие добрые дела не исцеляют человека от самой опасной и коварной страсти – гордости – и с точки зрения православного понимания нравственности не преображают и не очищают сердца человеческого. В этом заключается ещё одно существенное отличие христианской нравственной жизни от светской нравственности. Отличительным качеством христианских добрых дел является искреннее невидение и незнание своего добра. По смирению он приписывает все дела свои Богу, действию Его благодати.
– Но как это применять в нашей современной повседневной жизни?
– Здесь нам опять же помогут мудрые советы святых отцов Православной Церкви. Надобно делать то, что хочет Бог. А чего Он хочет, это мы верно знаем из предписанных нам заповедей. Помощи кто ищет? Помоги. Обидел кто? Прости. Сами обидели кого? Спешите испросить прощения и помириться. Похвалил кто? Не гордитесь. Побранил? Не сердитесь. Пришло время молитвы? Молитесь. Время работы? Работайте…
«Возьмите за труд, наставляют святые отцы, – хотя один день провести по заповедям Божиим, и вы увидите сами, испытаете сердцем, как хорошо исполнять волю Божию». Но для этого надо иметь и желание. Это очень важно. Вот и Фёдор Михайлович Достоевский очень доступно сказал своим читателям на этот счёт: «Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра».
Автор: Екатерина Поплева, катехизатор храма Владимирской иконы Божией Матери