Явление — это далеко не новое и далеко не из приятных… Что кроется за ним и чем это грозит нарушителям порядка – об этом сегодняшняя беседа с благочинным Агаповского благочиния настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери протоиереем Сергием Резеповым.
– Отец Сергий, виртуальные мошенники меняют схемы обмана, находят способы ввести в заблуждение не только доверчивых людей, но и осторожных. Вроде, все наслышаны о виртуальном мошенничестве, тем не менее каждый день мы узнаём о новых крупных и мелких хищениях у частных лиц, организаций и государства. В чём секрет живучести этого явления?
– В современном мире, изобилующем новыми сверхточными технологиями, способность украсть, придумать новую схему «развода на деньги» странным образом воспринимаются как достоинства. Мошенников трудно вычислить, поймать за руку, и это только разжигает их аппетит. Раньше такие мошенники работали примитивно. Их объявления и письма отличала безграмотность в сочетании с истерией. Их призывы о помощи сочетались с угрозами о наказании Богом в случае отказа. Сейчас эти люди стали изощрённее, более наглыми. Этот современный вид воровства ничуть не безопасный и наказуемый по сравнению с любым другим видом хищения чужого. Воровство, по-славянски «татьба» – тяжкий грех, лишающий недугующего им Царствия Божия. «Ни лихоимцы, ни татие… ни хищницы Царствия Божия не наследят», — говорит Апостол Павел (1 Кор. 6:10).
– Батюшка, на что же надеются мошенники?
– Воровство, как правило, показывает, что человек надеется на собственные силы и возможности денег.
– Что побуждает мошенников к неблаговидным поступкам?
– По мнению специалистов, изучающих природу возникновения воровства разного рода, у одних оно начинается с зависти. Нет человека, который бы не грешил этой страстью. Глядя на более обеспеченных в материальном плане людей, обычно всем хочется, чтобы и у них жизнь была не хуже, а может, даже лучше… Но большинство завистников понимают, что если не противодействовать этой страсти, легко совершить преступление, после чего отнимется и то, что имеешь. Те, кто идёт на грех, руководствуются принципом «так все делают» и делают своё чёрное дело.
У других грех воровства может проявляться по причине сребролюбия. Тот, кто одержим этой страстью, по мнению экспертов, может и не лезть в чужой карман, но он откровенно использует схемы, с виду знакомые, но которые лишают людей положенных выплат, надбавок к пенсии, сбережений на счетах. Он как бы не прогрешает, но своё дело сделает.
– Жить хочется лучше… К тому же многие просто не верят в загробную жизнь и стремятся взять от жизни всё всеми правдами и неправдами. Но ведь многих расплата настигает и при жизни. Так ведь, Батюшка?
– Святые отцы так и говорят, что ещё не бывало того, чтобы кто-то был счастлив чужим добром. Алчешь чужого – потеряешь своё. Но святые же говорят и то, что наказание за воровство на земле – это благо: есть возможность покаяться, исправиться. Не исправишься – грех становится препятствием на пути ко спасению. Ведь если в земной жизни брал чужое и не изменился, подвергаешься вечному наказанию…
– Отец Сергий, да как же спасаться без веры в жизнь вечную?!
– Веру, конечно, тоже приобретать надо самому. И не мечтами, а трудом. Без труда не достигнешь ничего. Вот элементарный пример: чтобы проветрить комнату, надо окно открыть. Примером из Евангелия для впавших в грех того же воровства может служить блудный сын, который встал и пошёл к отцу своему (Лк. 15:20). Священное Писание учит, что как бы низко ты ни пал, какими бы ни был связан оковами, никогда не поздно восстать. Слишком рано тоже не может быть. Лесной пожар надо тушить как можно раньше. Уже в Крещении нам поручено вести невидимую брань с врагами души. Отсрочка может быть роковой. Твёрдо надо держаться своего намерения и не обращаться назад, к своим грехам. «Преследуй самого себя, – говорит св. Исаак Сирин, – и враг твой прогнан будет приближением твоим. Умирись сам с собою, и умирится с тобою Небо и земля… Сбрось бремя греха и обретёшь в себе ступени, по которым будешь восходить». Спасение души надо начинать смолоду, оберегая её от житейской грязи. Ведь нет ничего страшнее, чем вечная гибель души.
– Батюшка, а как же обиженным мошенниками вести себя?
– От диавола есть всё, что делается с обидой ближнего. Красота души создаётся из смирения, чистоты, терпения и добрых дел любви. Нечистые и хульные помыслы отгоняйте молитвой Иисусовой. Нельзя идти на поводу у мошенников. Соблазнов они создают много, но помните, что, если вы «клюёте на их удочку», в вашей душе тоже роится мысль обогатиться лёгким путём, и винить в этом случае придётся только самого себя.
Автор: Екатерина Поплева, катехизатор храма Владимирской иконы Божией Матери