Об этом она сама рассказала приехавшим поздравить её с юбилеем представителям Совета ветеранов, сельского поселения и соцзащиты. Неужели так бывает? Оказывается, бывает.
Все родные и близкие зовут её Зинаида и с днём рождения поздравляют в апреле, но по документам она Мария и родилась на два года позже – 13 февраля 1930 года.
– Я родом из Костромской области, – рассказывает Мария Степановна. – По линии отца семья была большая – десять детей. Когда началось раскулачивание, они оставили всё и уехали с родных мест: часть – в Москву, часть – на Урал. Наша семья обосновалась в посёлке Запасный.
Когда началась война, мне было 13. Мужчины ушли на фронт, а заменили их женщины да мы – дети. Вскоре меня отправили на заготовку леса в Карталы. Там и произошла эта история.
На меня упало дерево, я потеряла сознание. В себя пришла только через трое суток. А меня к тому времени уже судить собрались, как самовольно отсутствующую на работе. Взяли документы, увидели дату рождения, да и ахнули: ребёнок ещё совсем. Видимо, свидетельство о рождении осталось где-то там в «деле»…
Тогда о важности этого документа Зинаида как-то не думала. Да и зачем оно ей? Когда же спустя время сделали запрос, документы пришли на младшую сестру Марию, отправили повторный – ответ тот же.
И тогда она подумала, что неважно, что там написано в бумагах, главное – её знают, ценят.
– На заводе, где работала токарем, было много людей, эвакуированных из Ленинграда, – рассказывает наша героиня. – Увидев, как я хорошо рисую, они сказали, что мне надо учиться на художника. Если бы не война, я бы им обязательно стала, ведь мне даже вызов с Суриковского училища пришёл. Да только куда ехать, на что? «Дочка, мне даже тебе в дорогу с собой дать нечего, – горько сказала мама. – И одежды никакой нет…»
В общем, с мечтой девочке пришлось расстаться. И учиться она поехала не в город на Неве, а в Магнитогорск.
– Тогда правого берега ещё не было, – вспоминает труженица тыла. – Мы жили в интернате на 12-м участке. Когда по ночам прибывал состав с ранеными, нас отправляли на разгрузку. Шли пешком до вокзала, он находился там, где сегодня театр Пушкина. Нужно было за то недолгое время, что стоит эшелон, выгрузить всех раненых. Я маленькая ростом была, мне поручали выносить ампутированные в дороге руки, ноги солдат…
«Было ли тяжело? – переспрашивает Мария Степановна. – Конечно, было. А кому тогда было легко?»
Впрочем, уже и после Победы трудностей в жизни нашей героини хватало. В числе многих своих сверстников в начале 50-х годов она осваивала целину. Страна нуждалась в зерне, повсюду создавались новые совхозы, укрупнялись уже имеющиеся. Так, в результате укрупнения овцеводческого совхоза «Путь Октября» на базе фермы № 4 был создан новый совхоз – «Победа».
– Отметив мой хороший почерк, меня отправили туда учётчиком овец, а их 5 тысяч голов было, – рассказывает Мария Степановна. – Только разобралась, всю документацию оформила – направили в МТМ нормировщиком. Дали книги по разным видам техники – разбирайся, рассчитывай нормы выработки тракторов, комбайнов. Только в книгах-то одни цифры, а в жизни – другие. То солнце палящее, то ветер. Мне нужно было так всё рассчитать, чтобы и дело шло, и человека не обидеть: у каждого семья, дети.
В «Победе» создала свою семью и сама Мария.
– Петя был родом из Кацбаха. Во время войны испытывал танки, а потом так же, как и я, приехал в «Победу». Он был отличным водителем. Здесь мы и познакомились, а вскоре поженились…
Через год в семье появился первенец – Валера. Через два года родился Николай, а ещё спустя несколько лет – Танюшка.
Росла семья, а вместе с ней и число забот. Это сейчас мамочки минимум полтора года могут находиться в декретном отпуске и всё своё время посвящать семье и малышу, а тогда отпуск по уходу за ребёнком составлял всего 56 дней.
– С кем же Вы малыша оставляли? – спрашиваю.
– У нас здесь никого не было. Покормлю, запеленаю, положу в кроватку – и на работу. Когда они подросли, приходилось прятать все ножницы, иголки, ножи. Бывало, спрячу, потом приду, хлеб надо порезать, ужин приготовить, а я нож не найду. Прибежишь на обед, их покормишь, скотину, а самой уж и некогда…
Не раз шустрые мальчишки устраивали «сюрпризы». То совсем ещё маленькую Танюшку в корыто с замоченным бельём усадят, чтобы покатать, то ещё что-нибудь этакое придумают. Сколько волнений пережило чуткое материнское сердце – словами разве расскажешь.
Но шли годы, росли ребятишки, становясь маме и папе помощниками и опорой. Налаживалась жизнь, а горькие воспоминания отходили всё дальше. Только вот война вновь напомнила о себе, когда Мария Степановна собралась уходить на заслуженный отдых. Ей в суде пришлось доказывать, что Зинаида и Мария это одна и та же девочка. Благо, нашлись свидетели, работавшие с ней в ту пору.
Сегодня о былом напоминают фотографии, грамоты да медали. Есть у труженицы тыла, ветерана труда Марии Южаковой в их числе и медаль «За освоение целинных земель».
В последние годы Мария Степановна живёт с дочерью. Несмотря на годы, она ведёт достаточно активный образ жизни. Сама убирает свою комнату, моет посуду, по-прежнему любит читать, в том числе и «Звезду», в курсе всех политических и международных новостей.
От всех жителей района хотим пожелать этой удивительной женщине здоровья, бодрости и всего самого хорошего ещё на долгие-долгие годы!
Надежда Лавритова