Жительнице Агаповки Марии Михайловне Звягиной – 95, а её энергии ещё можно позавидовать.
Немного подводят слух и зрение, но это не мешает ей жить активной жизнью: она часто ездит по гостям – к дочкам, чтобы пообщаться с внуками и правнуками. А их у неё двадцать с лишним человек. Только правнуков уже 12 и два праправнука. Летом Марию Михайловну можно увидеть в огороде – грядки пропалывает.
– Иногда и морковку выдернет, – с улыбкой говорит дочь Нина. – Но это неважно. Ей нравится – и хорошо. Мама – трудяга, всю жизнь вкалывала…
Поздравить юбиляршу пришли заместитель начальника УСЗН Наталья Горшкова и председатель районного Совета ветеранов Любовь Знаменская. Они пожелали Марии Михайловне крепкого здоровья, поблагодарили её за отважный и нелёгкий труд в годы Великой Отечественной войны и после неё, вручили памятный подарок от главы района и поздравление президента России.
– Спасибо всем за такое внимание ко мне, – благодарит гостей баба Маруся. – Меня и моя семья не забывает – всегда рядом, они меня чтут, любят, никто не ругает, не бросают меня, ухаживают за мной.
За чашкой чая наша героиня вспоминает молодость. Суровую, трудовую…
– Я родилась в Наваринке, в казачьей семье. Мама у меня из зажиточных, первый муж – офицер Котельников – погиб, она второй раз вышла замуж, уже за моего папу. Он был из бедных. Очень спокойный и рассудительный. Я в него характером пошла – никогда не психую и детям всегда говорю: не психуй – и проживёшь, как я, долго, – поделилась секретом долголетия именинница.
– Когда началась коллективизация, родителей её матери, моей прапрабабушки, Макаровых раскулачили, – подключается к разговору внучка Ольга (она лучше других знает семейную историю). – Бабушка рассказывала, что забрали всё ценное, что они нажили. Их не тронули только потому, что прадедушка Соколов был из бедняков. Но в 1937-м его, работавшего механиком, забрали. По словам бабушки, однажды пришли вечером неизвестные и увели его с собой. Больше его никто не видел. Мы только нашли документ, в котором написано, что решением «тройки» он расстрелян. За что – не знаем. Кому он не угодил? Бабушка у нас так и прожила дочерью врага народа…
Тринадцатилетней Маше пришлось забыть о школе и пойти работать.
– Я любила работать. Помню, нам дают задание – девчонки нос вертят, не хотят, а я шла и делала, хоть и уставала очень, – вспоминает бабушка Маруся. – В пять утра уже нужно было быть в поле. Опоздавших могли даже лишить обеда, а за хороший труд иногда давали варёное яйцо.
Первые послевоенные годы тоже были тяжёлыми и голодными.
Замуж в 1946 году Мария выходила в кирзовых сапогах, в юбке, сшитой из мешковины и покрашенной в жёлтый цвет травами, собранными за околицей, да в кофте, которую тётка, отцовская сестра, дала.
– Женихов-то у меня никогда и не было. Какие женихи в войну? Работали не покладая рук, – признаётся Мария Михайловна. – В клубе, помню, на соломе много раненых лежало. А мне подарили украинского жениха, красивого.
– Отец-фронтовик приехал в Наваринку по совету врачей: его после контузии мучила малярия, вот и сменил украинский климат на уральский. Здесь у него родственник жил. Этот родственник и предложил ему жениться, – рассказывает Нина. – Выбирали невесту не просто так, а с далёким «прицелом»: мама жила в своём доме, у них даже корова была, да и сама Маша – тихая, скромная, спокойная. Быстро сосватали. Так вот и родилась семья Звягиных.
Совместную жизнь молодые начинали с нуля. У невесты никакого приданого, и у жениха, кроме боевых наград на гимнастёрке, ничего. Но жили дружно, вырастили четверых детей.
– В Наваринке много лет стоит тот самый дом, можно сказать, наше родовое гнездо, – рассказывает Ольга. – Несколько лет назад мы поехали его искать и нашли. Мама с бабушкой помнят его прекрасно. Говорят, даже грядка с батуном на том же месте оказалась. Женщина, которая в нём жила, ничего не меняла. Несколько лет назад там сменились хозяева, что-то уже перестроили. Но сам дом из лиственницы цел до сих пор и ещё сто лет простоит. Он на красивом месте стоит: на берегу реки, внизу обрыв. Жили в нём три семьи трёх братьев Соколовых.
Сегодня Василия Михайловича уже нет рядом. Но жива родная сестра бабы Маруси – Валентина. Накануне ей исполнилось 85. Мария Михайловна не удержалась – поехала поздравлять сестрёнку с юбилеем. Ведь всю жизнь они живут большой дружной семьёй, поддерживая друг друга и в радости, и в горе.
Кстати, у Марии Михайловны в её 95 даже карточки в больнице нет – никогда не было необходимости ходить по врачам. Живите долго и счастливо, баба Маруся!