Иван Тюрин: он защищал Родину

Татьяна Тютикова из Агаповки поделилась с нами воспоминаниями о своём деде, ветеране Великой Отечественной войны Иване Фёдоровиче Тюрине

Тюрин Иван Фёдорович потомственный казак, рождён 11 сентября 1907 г.  в слободе Бёрды Сакмарского уезда Оренбургской области.

Односельчане его запомнили деловым, открытым, постоянно занятым полезным делом человеком. Его дом был небольшим: его выстроили после войны всем большим семейством. Моя мама рассказывала, что на ослике, который в семье служил транспортом, возили камни с округи, песок на строительство семейного очага. Основными работниками были дедушка Иван и бабушка Тоня, да дети Юля, Николай, Лида. Из землянки, что стояла напротив школы на станции Флюсовой посёлка Агаповка, вскоре переехали с нехитрыми пожитками в новый дом. Перевели и корову – кормилицу. Бабушка Тоня молоко меняла на хлеб, огород сажала. Так во время войны и послевоенное время выжили.

Война прогремела неожиданно. Бабушка носила под сердцем ребёнка, когда проводила в ноябре 1941 года  Ивана Фёдоровича на фронт. Его с Агаповского районного военкомата направили на Западный фронт в 753-ю отдельную роту связи телефонистом. А через месяц он уже прибыл на передовую. Сражался Иван храбро, было кого защищать. Он был потомком оренбургского казачьего рода, у  которого на первом месте стояло служение Отечеству. Член ВКП (б) красноармеец Иван Тюрин слыл отчаянным бойцом. Не раз под огнём противника восстанавливал связь между командным пунктом и передовой. Шли кровавые бои за небольшую деревеньку Редьки. Фашисты озверели и шквальным огнём не давали поднять головы. Вскоре командование осталось без связи, нужны были точные координаты противника. Бесстрашно Иван кинулся искать место порыва. Кажется, день смешался с ночью, трудно было найти место обрыва провода, но опыт и сноровка дали свои результаты. Зажав в руке провод, связист не выпускал его, пока не полетели первые позывные, и началась атака. Деревенька была взята. За мужество и отвагу, проявленную в бою, обеспечение бесперебойной связи Иван Фёдорович был награждён медалью «За отвагу».

Великая Отечественная война продолжалась день за днём, год за годом. Шёл июль 1944 года. При прорыве обороны немцев у Витебска и преследовании противника дед Иван снова обеспечил бесперебойную связь и, кроме основной работы, принял участие в ликвидации групп сопротивления немцев. При освобождении Литвы в г. Вильно (Вильнюс)  в одном из жестоких боёв за каждый дом и метр земли Ивану пришлось ликвидировать 37 немцев и самому получить тяжелейшее ранение. Восстанавливать своё здоровье пришлось долгие месяцы в госпитале Ленинграда. За проявленный героизм и стойкость 24 июля 1944 года его наградили  орденом «Красной Звезды».

В октябре 1945 года героя войны демобилизовали. Иван возвращается к любимой жене и детям. «Где моя невидимка?» — спросил он. Нерешительно, смущаясь, вышла дочь Тамара. Девочка прильнула к незнакомому мужчине. Вот он какой отец: большой и добрый. Вскоре появился сын Фёдор. Вернувшись к мирной жизни, Иван Фёдорович работал диспетчером на железной дороге на станции Флюсовая. Он был предан своей профессии до самой пенсии, ответственней работника было не найти.

Около дома дедушка посадил яблоневый сад. Весной аромат от них разносился по всей Рабочей улице. Любил он делать на деревьях прививки. Мы, его внуки, удивлялись: как на одной яблоне уживались разные яблоки. Односельчане прозвали его Мичуриным в честь великого русского учёного.

Вторым хобби была рыбалка. Бабушка Тоня заботливо чистила каждую рыбёшку, сушила и складывала в бумажный мешок. А вечерами мы усаживались у печки, ели сухую рыбу, вкусные бабушкины пироги с кисляткой и слушали дедушкины рассказы. Нам всем хватало места. За обедом во главе стола сидел глава семьи и деревянной ложкой ел щи. А тем, кто не умел вести себя за столом, этой ложкой «прилетало» по лбу: доброта добротой, а место своё нужно знать. Мы не обижались, потому что знали – лучше нашего деда на всём свете не найти.

Через всю свою жизнь, суровые годы войны наш дед пронёс высокие традиции казаков: преданности и любви к Отечеству, патриотизма, чести, боевого духа и завещал их своим потомкам: шестерым детям, 14 внукам, 31 правнуку, 17 праправнукам и 1 прапраправнуку. А сколько ещё родится детей, и укрепится родовая ветвь Тюриных! Лишь бы не было войны.